Махинации в сфере оборонки многочисленны и разнообразны. Если в других отраслях можно разжиться только на непрозрачных тендерах, то армейские чиновники зарабатывают на продаже военного имущества и на экспорте оружия
Армией правят снабженцы. Эта старая истина вполне отражает суть деятельности сегодняшнего Министерства обороны. Бюджет ведомства составляет чуть менее 14 млрд. грн. на 180 тысяч военнослужащих. Это ничтожно мало по сравнению даже с ближайшими соседями. Например, численность чешской армии – 35 тысяч человек, на которых в 2010 году в пересчете на гривны ушло более 21 млрд. Недофинансирование армейские чиновники всегда использовали как аргумент для оправдания небоеспособности нашей армии и универсальный ответ на любые претензии. Однако даже в этой ситуации из выделенных бюджетом денег по назначению доходит не более 70%, остальное съедают злоупотребления.
"Ключевые направления неэффективного использования бюджетных средств в армии – это система госзакупок продовольствия, топлива, махинации с жилищным строительством (например, прокуратура сейчас возбудила дело о факте приема комиссией Минобороны недостроенного дома). Речь может идти о злоупотреблениях на десятки и сотни миллионов гривен", – отмечает бывший министр обороны, нардеп Анатолий Гриценко.
Разнообразие схем прикарманивания госсредств таково, что для их описания нужна не одна статья, но главные три направления таковы: незаконное отчуждение министерского имущества, откаты на госзакупках и заработок на посреднических услугах при экспорте украинского вооружения.
Завод уплыл
Министерство обороны остается одним из крупнейших владельцев разнообразного имущества по всей стране (см. схему), но наиболее ценный ресурс – земля, в том числе на берегу Черного моря. Избыточную военную собственность разрешено продавать через официальные аукционы, а перечень таких объектов утверждает Кабмин. Последний доступный на сайте Минобороны реестр "лишних" объектов за 2009 год содержит 51 пункт. Далеко не всегда в такие перечни попадают самые привлекательные для бизнесменов земли. Но и это не проблема – схем отчуждения армейской недвижимости, не исчерпавшей свой ресурс, предостаточно. Типовая – это долгосрочная аренда имущественного комплекса (например, военного городка), не входящего в перечень реализации с возможностью перепрофилирования.
Последнее громкое дело, касающееся передачи в чужие руки имущества оборонного ведомства, связано с именем бывшего исполняющего обязанности министра обороны в правительстве Тимошенко Валерия Иващенко. Его обвиняют в том, что он поставил свою подпись под планом санации (очищение предприятия-банкрота от долгов, в том числе путем продажи имущества объекта) имущественного комплекса госпредприятия Минобороны "Феодосийский судомеханический завод", чем нанес ущерб в 17 млн. грн. При этом, как рассказали знакомые с материалами уголовного дела источники Фокуса в оборонном ведомстве, план санации был согласован с правительством, но по этому делу претензии предъявили только Иващенко. "Прокуратура придралась к тому, что в плане ссылка на распоряжение Кабмина стояла не на первой странице. Сам Иващенко не оценивал этот комплекс, оценка проходила через Минэкономики. Чем он нанес ущерб государству, непонятно. В общем, он не должен сидеть", – подчеркнул в разговоре с Фокусом один из бывших сослуживцев Валерия Иващенко.
Уголовное дело против Иващенко выглядит примечательно на фоне информации другой истории с имуществом Минобороны. Напомним, аналогичная схема применяется в отношении другого судоремонтного завода – балаклавского "Металлиста". В распоряжении Фокуса имеются три документа: проект распоряжения Кабмина, согласование Министерства финансов от 8 января нынешнего года и письмо Севастопольского городского совета на имя министра обороны Михаила Ежеля от 28 января.
Еще летом министр инициировал выведение с баланса завода двух земельных участков площадью 8,4 га в Балаклаве и 1,78 га рекреационной земли в урочище Батилиман. Вокруг сделки начал назревать скандал, и появилась информация о том, что процедура отменена. Как оказалось, все шло своим чередом, и сейчас земли Минобороны готовы к передаче на баланс Севастополя. Исходя из средней стоимости сотки прибрежной земли (примерно $5–8 тыс.), можно заключить, что речь идет о потере Министерством обороны земли на $5–8 млн.
По словам осведомленных источников Фокуса, после передачи городу земля будет отчуждена в пользу заранее оговоренных коммерческих структур. И если схема с феодосийским заводом проводилась якобы в интересах компаний, аффилированных с депутатом Верховной Рады от БЮТ Андреем Сенченко, то историю с землями балаклавского завода источники Фокуса в Минобороны связывают с компаниями, имеющими отношение к Александру Януковичу.
Впрочем, по мнению юристов, и в случае Иващенко, и в случае Ежеля одобрение Кабмина позволяло им подписывать документы, а значит, формального нарушения закона нет. "Внешне эти схемы похожи. Просто схема с Балаклавой более изящна. Проблема только в одном: сейчас силовики действуют по принципу "одних сажаем, других защищаем", – объясняет специалист по уголовному праву, адвокат Петр Бойко.
Съеденный бюджет
ФокусаОткат на экспорт
Самые, если можно так сказать, тонкие схемы применяются на рынке экспорта украинского вооружения. Действия Минобороны тесно связаны с интересами госкомпаний-экспортеров – "Укрспецэкспорта" и его дочерних структур. Задача в данном случае заключается в том, чтобы завысить сумму контракта, а разницу грамотно вывести на частные счета. В одних случаях за праздник жизни платит иностранный покупатель, а в других – госбюджет.
В распоряжении Фокуса оказались приложения к договору о продаже за рубеж украинских авиаракет. В этой ведомости подробно расписана вся калькуляция договора. По нему Минобороны передает спецэкспортеру на реализацию партию ракет. Конечная цена продажи "изделий", как принято говорить на жаргоне экспортеров, составляет 122,16% стоимости ракет – $480 тыс. против $392 тыс. Дополнительные деньги покупателя идут на получение разрешения Госслужбы экспортного контроля (0,03% от суммы), банковские затраты (0,24%), таможенные сборы (0,06%) и комиссию спецэкспортеру (5% поступает в бюджет). Половину удорожания составляет загадочная графа "Расходы на маркетинг". Как объяснил корреспонденту Фокуса источник в "Укрспецэкспорте", такая графа – завуалированная взятка госкомпании и Минобороны за то, что покупатель получит необходимый товар.
"Дело в том, что в Минобороны сидит дядя, он должен согласовать заявку от покупателя, которую мы ему приносим, – объясняет источник Фокуса в "Укрспецэкспорте". – Согласовывать он ее может либо быстро, либо так долго, чтобы сорвать нам сроки поставки. Так что дядю надо как-то поощрить. Для этого и заведена графа о маркетинге". По его словам, мнимое маркетинговое исследование рынка вооружений проводит, как правило, офшорная компания, а сумма делится между представителями Минобороны, "Укрспецэкспорта" и непосредственно компанией, сопровождающей контракт.
Вторая типовая схема, действующая в этой отрасли, – так называемая предпродажная подготовка изделий за день-ги иностранного покупателя либо за бюджетные средства. Обычно, если речь идет, например, о продаже автоматов Калашникова, вся подготовка сводится к покраске ствола в черный цвет. В одном из договоров эта процедура была оценена в $80 за каждый автомат.
Показательная сделка в рамках этой схемы была реализована в 2005–2006 годах. Тогда компания "Параллакс" (в распоряжении Фокуса есть докладная записка Генпрокуратуры по этому делу) купила у дочерней компании "Укрспецэкспорта", "Укроборонсервис", два снятых с боевого дежурства зенитных комплекса "Бук-М-1" за 11,8 млн. грн., модернизировала их, а потом перепродала комплексы этой же компании уже за 21,2 млн. грн. Потом эти "Буки" ушли в Грузию. Причем в документах уголовного дела Генпрокуратуры было сказано о том, что ни базы для модернизации комплексов, ни права торговать ими фирма "Параллакс" не имела.
Как признают собеседники Фокуса, хорошо знающие сферу оборонки, без ведома высшего руководства страны и схему "Параллакса", и отчуждение земли балаклавского завода реализовать вряд ли было возможно.
Официальная реакция
Фокус обратился в Минобороны с просьбой прокомментировать ситуацию с коррупцией в министерстве. И получил от замдиректора Департамента министерства по работе с прессой и связям со СМИ Константина Садилова такой ответ: "В декабре состоялось заседание коллегии Минобороны, на котором вопрос коррупции был вынесен на повестку дня как один из главных. Министр поручил в кратчайшие сроки закончить формирование специального подразделения в составе военной службы правопорядка Вооруженных сил, которое бы занималось исключительно вопросами борьбы с коррупцией. В центральном аппарате министерства уже создано структурное подразделение по борьбе с коррупцией, и министр очень четко поставил задачу: нужны не общие фразы, а конкретные дела. Если какое-то имущество Минобороны было отчуждено незаконно, будут проводиться проверки, расследования, факты передадут в прокуратуру".
Сергей Высоцкий, Фокус