Мажоритарная нота. Цена депутатского кресла в новой Раде удвоится
Правила игры, по которым будут проходить выборы в Верховную Раду, определены. Попасть в парламент с гарантией теперь дорого – по спискам партий. Мажоритарка дешевле, но ничего не гарантирует
Обычно пустынная Верховная Рада в прошлый четверг походила на улей. Послушать послание президента пришли 388 народных депутатов – больше было только на инаугурации. Виктор Янукович не обманул ожидания парламентской публики. Не очень интересные для рядового парламентария фразы о реформах и стране были разбавлены любопытной для слушателей информацией. Ведь президент впервые обозначил тему, занимающую умы практически всех обитателей здания под куполом, – по каким правилам будут проходить следующие парламентские выборы. Виктор Янукович открыто заявил о том, что в стране нужно ввести смешанную систему и повысить проходной барьер для партий до 4%. Спустя несколько дней слова Януковича подтвердил и министр юстиции Александр Лавринович. Всем стало понятно: смешанным выборам быть. И готовиться к кампании следует по забытым ныне законам избирательного жанра.
Избранные разногласия
ФокусаОднако от этой идеи быстро отказались. Причем решение, по данным Фокуса, было консолидированным – слишком высоким показался риск полной мажоритарки. "Такая идея действительно носилась в воздухе, но от нее отказались, поскольку этот сценарий казался слишком экстремальным и мог дестабилизировать ситуацию. А ключевая политическая тактика Банковой – держать ситуацию под контролем", – отмечает политолог Андрей Золотарев. Хотя, как утверждает эксперт, обосновать полную мажоритарку было бы достаточно легко, "под бурные аплодисменты широкой общественности": "Очевидно разочарование украинцев в политиках, партиях и политсистеме как таковой. Отражением этого факта является то, что рейтинг ПР падает, но не растут и рейтинги оппозиции".
По пятьдесят
Депутат второго сорта
Один политтехнолог рассказывал корреспонденту Фокуса о том, что установил для себя правило – покупать по квартире после каждой предвыборной кампании. Однако нынешние выборы могут стать для этого человека исключением. Если половина Рады будет избираться по мажоритарным округам, значит, ресурсы половины соискателей заветного места пойдут не на гонорары политтехнологам, а на покупку гречки и прочих полезных и ликвидных в сельской местности товаров.
Строго говоря, именно возвращение гречкосейства, последний успешный пример которого наблюдался на выборах мэра Киева и недавних местных выборах, и является одной из основных негативных сторон будущей кампании. Кроме того, предстоящий плебисцит разделит соискателей на две принципиально разные группы.
Кампания мажоритарщика будет стоить значительно дешевле – $1,5–2 миллиона. "При этом характерной чертой мажоритарных выборов станет конкуренция лояльных кандидатов с такими же лояльными кандидатами. Поскольку технология снятия с гонки мажоритарщика обкатана на местных выборах, оппозиции в округах придется туго, – рассуждает Золотарев. – Однако даже лояльные конкуренты будут пытаться "замочить" друг друга через избирком, прокуратуру. Что вызовет обильный поток взяток. Власть дистанцируется от этого процесса, так как ей будет все равно, кто из лояльных к ней кандидатов победит". Готовиться к кампании надо уже в мае – осенью желающие попасть в парламент в 2012 году должны начинать продуктовый засев округов для того, чтобы за год уверенно запечатлеть свой образ в мозгу избирателя.
Забытая проблема
Впрочем, новая старая система выборов при очевидных плюсах несет в себе и определенные риски для власти. "Я бы не рассматривал избирательную систему как такую всепобеждающую политтехнологию, при которой можно будет получить любой результат, – отмечает Владимир Фесенко. – Ключевую роль будут играть рейтинги и политическая атмосфера. Вспомните 2002 год, когда кандидаты-мажоритарщики от "Нашей Украины" выигрывали вопреки всему в западных областях". Кроме того, существует еще один риск – не скованный узами партийной дисциплины мажоритарный парламент, несмотря ни на что, будет более независим, чем нынешний. "При Кучме парламент был главной средой оппозиции. Полуоппозиционную нишу занимали многие мажоритарщики. И если к выборам и после них мажоритарщики увидят, что президент далеко не все контролирует, что можно безнаказанно маневрировать, что есть разные группы влияния внутри власти, то в Раде возникнет мажоритарное болото, и мы увидим интересную ситуацию", – добавляет Фесенко.
Проходная смета
Отличия расходов на попадание в парламент депутата-мажоритарщика и списочника
Мажоритарка: каждый платит за себя
Сумма затрат кандидата –$1,5–2 миллиона.
Взятки значительно выше по сравнению с прохождением по спискам – $300–400 тыс., до 20% общей суммы.
Юристы обходятся дороже, чем у списочников, поскольку мажоритарная кампания конфликтная: около $200 тысяч, до 10% всего бюджета.
Подкуп избирателей – основная статья затрат – может достигать 70% всех расходов.
Реклама, агитация, содержание штаба резко сокращается по сравнению с агитацией для списочников (кандидат в основном ведет прямую работу в округе): до 20–30% бюджета.
Списочник в первой полусотне правящей партии: для проверенных товарищей
Сумма затрат для кандидата – от $3 до $5 млн. Намного выше, чем у мажоритарщика, так как нахождение в первых десятках правящей партии – гарантия попадания в парламент. Часть денег сдается в партийную кассу. Остальное отдают услугами, участием в организации выборов – за кандидатом может закрепляться достаточно большая территория, на которой он обязан развернуть агитационно-штабную сеть.
Взятки при баллотировании от правящей партии практически не нужны.
Юристы – минимальные затраты: в пределах 2–3% всего бюджета на текущее юридическое сопровождение.
Подкуп избирателей – до 30% суммы: нанятые агитаторы развозят пайки от имени партии.
Реклама, агитация, штаб – затраты велики: до 60% общей суммы. Кандидат от партии обязан создать разветвленную сеть штабов, агитационных пунктов, проплатить рекламу и статьи в местной прессе и на местных телеканалах, завесить плакатами родной партии билборды. Кроме того, часть денег пойдет на неофициальные зарплаты членам комиссий и покупку их полной лояльности.
Сергей Высоцкий, Фокус