Разделы
Материалы

Судный день. Что будет с оппозицией, если Юлию Тимошенко посадят

В пятницу, 24 июня, начнется судебный процесс над Юлией Тимошенко. Что останется от оппозиции, если бывшего премьера осудят?

История с уголовными делами против Юлии Тимошенко подходит к концу. 24 июня суд начинает рассмотрение последнего по хронологии уголовного (так называемого газового) дела. 25 июня – крайний срок ознакомления Тимошенко с другими уголовными делами – по Киотскому протоколу и закупке 1000 автомобилей для сельских медучреждений. В общем, бывшего премьера обложили со всех сторон, и, казалось бы, ее судьба предрешена. Однако итог процессов против оппозиционных лидеров может оказаться не таким однозначным, как видится на первый взгляд. Да и сами оппозиционеры в любом случае не поспешат добровольно покинуть политическую сцену.

Будет сидеть?

По состоянию на вторник лагерь Тимошенко был охвачен пессимистическими настроениями. В заявлениях соратников экс-премьера чувствовалась некая беспросветность. "На самом деле я не питаю никаких иллюзий. Статья, по которой ее будут судить, предполагает до 10 лет лишения свободы. И морально я готов ко всему", – сказал Фокусу нардеп от БЮТ и юрист Тимошенко Сергей Власенко. Его прогнозы относительно сроков рассмотрения дела судом также крайне пессимистичны: "Им (власти. – Фокус) важно заслушать дело быстро. И осудить ее ко дню рождения Януковича. Диденко ведь задержали год назад 9 июля – как раз в день рождения президента".

Юристы Тимошенко проработали достаточно детальную методику защиты своей подопечной. По крайней мере, адвокат Богдан Ференц рассказал Фокусу, почему в деле экс-премьера нет состава преступления: "Превышения должностных полномочий не было. Примитивно формулируя, превышая свои полномочия, должностное лицо должно было сознательно хотеть причинить вред государству, у Юлии Владимировны таких намерений быть не могло". Адвокат отметил, что обвинять Тимошенко в том, в чем ее обвиняют, можно было бы только в том случае, если бы Россия предлагала лучшие условия газового контракта, а Тимошенко бы сознательно на них не пошла.

Впрочем, несмотря на оптимизм адвоката, Власенко со злостью признал, что крыть оппозиции, в общем, нечем: "Как власти можно противостоять? Когда ради того, чтобы осудить Тимошенко, принимают целые законы – например, об ограничении срока ознакомления обвиняемого с делом. Даже в СССР эту норму не трогали, давали диссидентам полностью ознакомиться с делами. Знаете, я всегда сдержанно отзывался о своих коллегах – судьях, прокурорах. Но эта банда беспредельщиков – уже не мои коллеги. И пускай обижаются. Это натуральная банда!"

Фактически последнее, что остается Юлии Тимошенко и "Батькивщине" в сложившейся ситуации, – это апелляция к Европейскому суду по правам человека. Обращение, кстати, уже готовится. В случае если суд признает нарушения, допущенные следствием в делах против Тимошенко, имидж власти может существенно пострадать. Вот, пожалуй, и все, что соратники экс-премьера могут сделать в этой ситуации.

Срок – условно

Абсолютно понятно, что сейчас судьба Юлии Тимошенко, Юрия Луценко и их коллег по оппозиции полностью зависит от Банковой, от президента. "Ты понимаешь, в чем для нас самая большая проблема с Тимошенко? В том, что СИЗО спишет ей все грехи. Она выйдет оттуда человеком без прошлого" – эти слова одного из высокопоставленных представителей правящей верхушки отражают общую и весьма скептическую позицию власти по отношению к делам экс-премьера. Однако то, что дело передано в суд, показывает: маховик уже раскручен, без приговора Юлия Тимошенко, скорее всего, не останется. Во всяком случае, решение о направлении материалов в суд принималось ночью в последний день, который ей оставался для ознакомления с газовым делом, – 16 июня. И если дело уже довели до суда, то проигрывать процесс власть не намерена – слишком большой политический ущерб ее имиджу способна причинить оправданная Тимошенко. "Понимаешь, Юрия Луценко власть использовала в качестве полигона, площадки для проверки общественного мнения. Посмотрела, что можно вытворять, что ей вздумается, и теперь принялась за Юлю", – сказал Фокусу один из депутатов от БЮТ.

В общем, дальнейшая судьба и Луценко, и Тимошенко уже предрешена. Если не вмешаются экстремальные факторы (например, прямой звонок Барака Обамы Януковичу), то в августе экс-премьеру, скорее всего, дадут условный срок, а Луценко "впаяют" 6–8 лет тюрьмы. Задача власти понятна: изолировать Тимошенко и Луценко от выборов в следующий парламент, попутно надругавшись над ними за все причиненные ранее обиды. Кроме того, оградив Тимошенко от участия в выборах-2012, Банковая автоматически создаст предпосылки для внутрипартийного раскола в "Батькивщине" – в ее рядах неминуемо начнется борьба за первое место в формальном списке партии. Сейчас на эту позицию претендуют, по крайней мере, два человека – желающий сохранить свое влияние на БЮТ Александр Турчинов и амбициозная Наталья Королевская.

Но все это не отменяет того факта, что даже под угрозой тюремного заключения Юрия Луценко и Юлию Тимошенко не смогут окончательно вытеснить из политической жизни страны. "Они не выйдут из политики. Луценко все равно будет присутствовать в информационном пространстве – станет писать письма, вести тюремные дневники. А Тимошенко будет принимать участие в публичном процессе. Нас может ожидать информационная кампания, ориентированная на западную аудиторию, по поводу того, что Тимошенко пытаются ограничить в ее политической деятельности. А на выборах она фактически станет VIP-агитатором. Ее образ растиражируют в рекламе. Начнутся поездки, если ее не заставят дать какую-то очередную подписку о невыезде", – отмечает политолог Владимир Фесенко.

Свои сценарии

Принято считать, что, фактически зачищая оппозиционное поле, власть надеется остаться в стране в гордом одиночестве. В политтехнологических раскладках Банковой присутствует следующая идея: сформировать вместо Тимошенко несколько контролируемых оппозиций. Радикальная, но удобная для Партии регионов "Свобода" уже перетягивает на себя националистически настроенный электорат. На поле не хватает управляемой либеральной партии (на эту роль может подойти уже готовая политсила Тигипко), которая оттянет на себя часть критично настроенных к власти избирателей. Остается еще "Фронт змін", но и с ним власть надеется договориться на взаимовыгодных условиях. Такой сценарий хорошо сработал в России, когда в 2006 году замглавы АП России Владислав Сурков придумал левоцентристскую партию "конструктивной оппозиции" – "Справедливую Россию". Кстати, продолжает реализовываться данный проект и сейчас – с созданием в России как бы либеральной партии "Правое дело" во главе с миллиардером Михаилом Прохоровым.

Российский сценарий управляемых из одного центра оппозиций явно представляет интерес и для украинской власти. Однако не стоит забывать об одном "но" – в России эти процессы начали происходить на фоне полного политического вакуума. Активная оппозиция калибра Тимошенко фактически прекратила существование в России в 1993 году – с расстрелом парламента. Коммунисты, упустив свой шанс прийти к власти в 1996-м, также стали системными игроками. И даже выборы в 1999-м были скорее борьбой двух инкорпорированных друг в друга кланов: группа Бориса Ельцина сражалась с группой Примакова – Лужкова.

В Украине же все развивается по другому сценарию – непопулярная власть пытается осудить политика, набравшего на президентских выборах-2010 чуть менее половины голосов. И тут нельзя не сказать, что судьба Тимошенко начинает парадоксальным образом напоминать судьбы двух других женщин-политиков. Покойной Беназир Бхутто, неоднократно высылаемой из Пакистана, и трижды арестовываемого лидера мьянмской оппозиции Аун Сан Су Чжи. С этими двумя женщинами у Тимошенко есть, по крайней мере, одна схожая черта: поддержка значительного количества населения, то есть тот ресурс, который невозможно уничтожить никакими административными методами. Опыт этих двух героинь свидетельствует: если за тобой стоит почти половина страны, ни одна тюрьма не сможет удержать тебя надолго.

Сергей Высоцкий, Фокус