Разделы
Материалы

Сюжет дня. Партия регионов пошла по пути Единой России

Партия регионов начала укрупняться. Процесс объединения уже начат с Сильной Украины Сергея Тигипко. На подходе, якобы, еще несколько политических сил. Эксперты считают, что правящая партия в Украине таким образом может повторить путь главной политической силы северного соседа – Единой России

16 августа лидеры Партии регионов и Сильной Украины – премьер-министр Николай Азаров и вице-премьер Сергей Тигипко - объявили о намерении объединить свои политические силы на базе ПР. Последовать примеру Тигипко могут еще несколько партий: среди наиболее вероятных кандидатов на слияние с регионалами называют Народную партию Владимира Литвина, Единый центр Виктора Балоги и даже Социалистическую партию, возглавляемую Александром Морозом, - утверждает сайт "Левый берег" со ссылкой на источник в руководстве Партии регионов.

Но пока официального подтверждения этой информации нет. В партии спикера Верховной Рады хранят молчание. В Едином центре проявляют осторожность и предпочитают не говорить ни да, ни нет. "Если это будет устраивать моих коллег, общественность, нашу команду, то мы будем над этим работать, но по состоянию на сегодняшний день мы на эту тему не думаем", - заявил Виктор Балога, комментируя слухи о вхождении его политической силы в ПР. Главный социалист страны Александр Мороз возможное объединение социалистов и регионалов пока отрицает. "Все разговоры о присоединении СПУ к Партии регионов нелогичны, не соответствуют действительности", - заявил он через свою пресс-службу.

Однако, уже начатые официально процессы реорганизации ПР и появившаяся информация о возможном укрупнении партии власти дали повод экспертом говорить о схожести между тем, что происходит сейчас в "регионах" и тем, как формировалась правящая партия РФ – Единая Россия.

И Партия регионов, и Единая Россия были сформированы на базе нескольких мелких политических сил. Постепенно количество их членов росло, пополнялось влиятельными в бизнесе и политике фигурами. К набирающим вес партиям присоединялись более мелкие и не такие перспективные политические проекты. В случае с Единой Россией – это Российская объединенная промышленная партия, присоединившаяся к единороссам в 2006 году и еще ряд политических сил. К Партии регионов в свое время примкнула Новая демократия Евгения Кушнарева, а теперь и Сильная Украина Сергея Тигипко.

"Очевидно, схема идет если не заимствованная, то принятая к сведению", - считает Директор информационно-аналитического центра "Перспектива" Павел Рудяков.

При этом политолог подчеркивает, что процесс переформатирования политических сил происходит сейчас не только в России, Украине или странах постсоветского пространства. "Можно посмотреть шире. Сейчас проходит общий процесс переформатирование политических сил. Он идет и на Балканах, например. Суть в том, что появляется пусть теоретический, но шанс приведения нашей политической системы в соответствие с требованиями старой демократической Европы. Есть лидер, идеология, история, есть идеи, которые партия отстаивает несколько поколений. Это не псевдо-квази-партии, которые завязаны исключительно на образе лидера, на его амбициях и риторике. Но понятно, что партийное строительство неразрывно связано с состоянием гражданского общества, проблемами финансирование партии - это общий клубок. А так как все 20 лет независимости дела в Украине все хуже и хуже, мой оптимистичный прогноз можно разделить на два", - рассказал Рудяков Фокус.ua.

Директор социологической службы Украинский барометр Виктор Небоженко объясняет ситуацию несколько иначе. По его мнению, Партия регионов повторяет шаги Единой России, так как и первая, и вторая на данный момент являются правящими партиями. "Это не повтор кремлевского проекта. Это люди, которые одинаково мыслят. Любая правящая партия убирает внятных конкурентов. Любая правящая партия укрупняется и во время падения рейтинга усиливает себя за счет сателлитов. Партия регионов просто не верит в "договороспособность" Тигипко, поэтому и решила подмять Сильную Украину. Это ошибка, но со стороны Тигипко – это вынужденный шаг", - заявил эксперт Фокус.ua.

В том, что Партия регионов все больше напоминает Единую Россию уверены и политики. Депутат горсовета Севастополя Василий Пархоменко считает, что в Украине всегда повторяется то, что происходит в России. "Это в какой-то степени повторение опыта России. Партия власти, находясь на грани краха (я имею ввиду партию Единая Россия), поставила задачу создать Народный фронт. Мы ж все повторяем, что делает Россия, спустя некоторое время", - заявил он Новому Севастополю, комментируя объединение Сильной Украины и ПР.

В свою очередь директор Агентства моделирования ситуация Виталий Бала считает, что уместнее было бы, если Сильная Украина стала неким подобием Справедливой России, а сравнивать Единую Россию и ПР можно было бы при условии, что у партии власти высокий рейтинг поддержки. "Я думаю, что объединение Партии регионов и Сильной Украины было ошибкой. Если бы шли двумя колонами, то в парламенте они имели бы большее количество мест. Надо было запускать Сильную Украину как Справедливую Россию в РФ. А сравнивать Партию регионов с Единой Россией можно было бы, если бы у ПР был высокий рейтинг. А так ей надо не укрупняться, а проводить внутрипартийную модернизацию, избавляться от тех, кто творит произвол на местах", - подчеркнул он Фокус.ua.

Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский и вовсе уверен, что сравнивать правящие партии России и Украины нельзя. "Можно сравнивать божий дар с яичницей, но у нас совершенно специфическая ситуация и поэтому сравнение политических систем некорректно. Единственное общее, о чем можно говорить, это желание зачистить электоральное, политическое поле", - отметил Погребинский в комментарии Фокус.ua.

Евгения Вецько, Фокус.ua