Сегодня, 11 октября, Печерский районный суд приговорил бывшего премьер-министра Украины Юлию Тимошенко к семи годам лишения свободы. Эксперты считают, что это вряд ли приведет к массовым акциям протеста и кровопролитию, поскольку, с одной стороны, в деле Тимошенко еще рано ставить окончательную точку, а с другой – украинцы не воспринимают осуждение бывшего премьер-министра близко к сердцу
Начиная с 11 октября, когда Печерский районный суд Киева приговорил экс-премьер-министра Украины Юлию Тимошенко к семи годам лишения свободы, у защитников Леди Ю есть 15 дней, чтобы обжаловать решение первой инстанции в апелляционном суде. На отмену приговора рассчитывает и сама Тимошенко. "Я убеждена, что Европейский суд отменит неправосудное решение", – заявила экс-премьер сразу после того, как судья объявил, что Тимошенко осуждена на семь лет.
Тот факт, что приговор не окончателен и может быть обжалован, признают и политологи, и политики, и президент Украины Виктор Янукович. "Безусловно, решение суда было в рамках существующего Уголовно-процессуального кодекса, но это не окончательное решение. Впереди еще апелляционный суд, и, безусловно, какое он примет решение и в рамках какого законодательства он будет принимать решение – это будет иметь большое значение", - заявил президент.
Однако, оглашение приговора судьей Родионом Киреевым уже привело к столкновениям между сторонниками Юлии Тимошенко и правоохранительными органами.
По информации журналистов, находившихся возле Печерского суда, митингующие предприняли попытку оттеснить спецподразделения милиции металлическим ограждением, но сотрудники МВД не дали возможности это осуществить. На некоторое время протестующие против обвинительного приговора Юлии Тимошенко заблокировали Крещатик, в результате чего милиция задержала 12 активистов из лагеря демонстрантов.
Накаляют обстановку и сами представители оппозиции. Замглавы ВО Батькивщина Александр Турчинов заявил, что сотрудники спецподразделения Беркут намерены снести палаточный городок сторонников бывшего премьер-министра, и призвал людей не расходиться, чтобы не позволить силовикам этого сделать.
Но несмотря на локальные конфликты под стенами Печерского суда, эксперты уверены – революции в стране в связи с обвинительным приговором Юлии Тимошенко не будет. Небольшие акции протеста возможны, но они не будет носить массовый характер.
"Протесты возможны. Массовые – нет. Революция – тем более нет. Поскольку дело Тимошенко рассматривается большинством людей, как внутреннее дело элит. Дело Тимошенко для придавленных нуждой, ценами, низкими зарплатами людей является чем-то далеким. Это для них спектакль, который между собой устроили украинские политические и экономические "феодалы". К сожалению. Почему к сожалению? Потому что низы не чувствуют нужды, чтобы судебная система была независимой. Пока революция отменяется или откладывается", – заявил Фокус.ua политолог Вадим Карасев.
Согласен с тем, что массовых акций протеста не будет и заместитель директора Агентства моделирования ситуаций Алексей Голобуцкий. По его мнению, во-первых, украинцы не воспринимают близко к сердцу проблемы Юлии Тимошенко, во-вторых, приговор еще не окончателен.
"Одно дело решение суда, но как оно дальше будет – непонятно. Может быть все, что угодно. Те сторонники, которые могут пойти на какие-то действия, чувствуют, что возможны варианты. А население в целом может жалеть Юлю, но не готово ничего делать, чтобы ее спасти. Власть никого не запугивает, просто люди не верят, что Тимошенко представляет их интересы", – объяснил эксперт Фокус.ua.
Однако самая большая проблема, уверен Голобуцкий, в неспособности Батькивщины вести политическую борьбу. "Бледновато выглядит, когда кандидат в президенты, набравший 43% голосов избирателей, не может собрать 10 тысяч человек. Такое ощущение, что после выборов президента Батькивщина получила нокаутирующий удар, от которого никак до сих пор не может оправиться. 100 депутатов не могут купить, привести за руку 10 тысяч человек? Это нонсенс. Это говорит и о потере политической коммуникации, и о том, что все эти депутаты вообще не имеют представления о политической борьбе", – отметил политолог.
Не верят в массовые акции протестов и в Партии регионов. "Я считаю, что стихийных, то есть исключительно по зову души, митингов не будет. Могут быть только организованные соратниками и политическими партнерами Юлии Тимошенко акции", – заверила Фокус.ua народный депутат от Партии регионов Елена Бондаренко.
Впрочем, не прогнозируют народных волнений по поводу приговора лидера БЮТ и в оппозиции. Член парламентской фракции НУ-НС Геннадий Москаль считает, что акции протеста ничего не решат и Тимошенко никак не помогут. Помочь ей может только Европа.
"Я не сторонник того, что мы сегодня должны спалить сотни машин, разгромить Администрацию президента. Что в Украине можно сделать? Перевернуть автозак? Это ничего не дает. Сегодня Европа должен дать понять, что время разговоров закончено. Пора приступать к действиям. Замораживать счета, делать украинских чиновников персонами нон грата. Нужны жесткие международные оценки ЕС, США и России, которую тоже этим приговором выставили в непонятном свете", – подчеркнул Москаль Фокус.ua.
А в родной Юлии Тимошенко партии – Батькивщине – считают, что выходить или не выходить на улицы может решить только народ. "Этот вопрос нужно задавать не политикам от оппозиции, а нашим людям и народу. Если они готовы быть быдлом, если они готовы к тому, что их могут швырять в тюрьму, что их могут лишать всего, что они заработали за свою жизнь – это одна ситуация. Если не готовы – другая", – заявил Фокус.ua представитель парламентской фракции БЮТ-Батькивщина, бывший защитник Юлии Тимошенко в суде, Сергей Власенко.
Напомним, сегодня, 11 октября, Печерский районный суд Киева признал бывшего премьер-министра Украины Юлию Тимошенко виновной в превышении власти при заключении газовых контрактов с Россией в 2009 году и назначил ей наказание в виде семи лет лишения свободы. Также Тимошенко запрещено занимать государственные должности в течение трех лет.
Кроме того, суд удовлетворил гражданский иск Нафтогаза и принял решение взыскать с экс-премьера 1 млрд. 516 млн. гривен, что составляет примерно $189,5 млн., в пользу Нафтогаза.
Евгения Вецько, Фокус.ua