С назначением нового крымского премьера Анатолия Могилева полуостров оказался на грани нового этнического конфликта. Спасти автономию от открытого противостояния может только президент
Впервые за много лет суровый экс-глава МВД Анатолий Могилев должен был публично покаяться. Глава Меджлиса крымских татар нардеп Мустафа Джемилев потребовал от только что назначенного премьера Крыма, чтобы тот извинился за антитатарские высказывания и силовой снос в 2007 году татарских самостроев на горе Ай-Петри. Громкой операцией трехлетней давности, которая сопровождалась массовыми избиениями татар, нынешний премьер автономии руководил в качестве главы крымской милиции.
А если он не извинится... Джемилев не сказал, что будет тогда, но угроза подразумевалась. Избрание Могилева 8 ноября поставило под вопрос хрупкий мир с татарами, достигнутый покойным Василием Джарты. "Татары возмущены тем, что премьером стал человек, не уважающий и не знающий нашей истории, – говорит Эгиз Абдураман, глава крымской организации "Бизим Кырым". – Подождем первых шагов: если они будут адекватными и взвешенными, – хорошо. Если же пойдет продолжение конфронтации, возмущение татар может перерасти в крайние формы".
Если худшие прогнозы оправдаются, из главной украинской здравницы Крым рискует превратиться в зону открытого конфликта трехсот-тысячного народа с бело-голубой властью.
Но покаяния не последовало. "Если я все делал по закону и выполнял законные решения, я не должен за это извиняться", – отрезал Могилев на первой пресс-конференции в новой должности, сверкая бриллиантовыми запонками. И попытался закрыть неприятную тему, к которой ему неизбежно придется возвращаться еще не раз.
Чужой среди своих
На вопрос о причинах назначения Могилева нардеп-коммунист Леонид Грач, бывший глава крымского парламента, отвечает не задумываясь: личная преданность президенту и происхождение. Новый премьер автономии, как и его предшественник, родом из Макеевки. "Джарты создал в Крыму целый макеевский клан, который теперь сможет контролировать только им подобный", – рассуждает главный крымский коммунист. По его приблизительным подсчетам, всего на полуострове на хлебных местах обосновалось около 65 выходцев из скромного восточного городка, начиная с первого зампредседателя Совмина Павла Бурлакова и заканчивая директором симферопольского кладбища Игоря Олейникова.
Впрочем, наладить тесные отношения с земляками Могилеву будет непросто. По сведениям того же Грача, сразу после назначения бывший главный милиционер получил приказ составить подробное досье на всех, кто владеет крупным капиталом в автономии, в том числе на соратников. "После Джарты там уже нечего делить, вероятно, решили у своих переполовинить", – констатирует Грач, добавляя, что внутренняя борьба регионалов наверняка отодвинет проблемы татар на второй план.
С таким вариантом развития событий сами татары не согласны. Спокойно мириться с кандидатурой нового неудобного премьера они готовы на конкретных условиях. По словам президента Всемирного конгресса крымских татар Рефата Чубарова, во-первых, Могилев должен добиться увеличения госфинансирования на обустройство репатриантов с запланированных на следующий год 25 млн. грн. до необходимых 140–145 млн. грн. Во-вторых, закончить строительство хотя бы одной школы для татар. В-третьих, незамедлительно обеспечить землей как минимум 11 тыс. татарских семей-первоочередников в Симферополе и Симферопольском районе.
Шансов на то, что новый премьер решит замороженный на семь лет земельный вопрос, мало. Грач утверждает, что в Крыму у Могилева другие цели: найти все еще пустующую землю и прибрать ее к рукам, а не раздать татарам.
"Формально станут повторять фразы о необходимости диалога, встреч. Но будет ли что-то на деле – большой вопрос", – соглашается с коммунистом замдиректора Центра ближневосточных исследований Сергей Данилов.
Если прогноз Грача подтвердится, татары не будут сидеть сложа руки. "Когда на нас надавят, мы отвечаем так же жестко", – говорит Чубаров. Начать активисты обещают с массовых митингов, перекрытия железной дороги и автотрасс. Возглавить сотни тысяч недовольных уже готовы радикальные исламистские организации, враждующие с умеренным Меджлисом. К примеру, "Хизбут Тахрир".
Воля Всевышнего
Способов избежать открытого противостояния на полуострове не так уж много. Смягчить жесткий тон нового премьера может только не менее твердая позиция его покровителя – Виктора Януковича. Всем было понятно, что кандидатура Могилева – это бомба для Крыма, но у президента есть свой план, объясняет сложную игру Банковой политолог Владимир Фесенко. Он не сомневается, что из Администрации президента Могилев получил четкое указание продолжить политику покойного Джарты, направленную на мирный диалог с татарами.
Этот диалог уже начался, пока в закулисном режиме. Король самозахватов, основатель татарской организации "Себат" Сейдамет Гимеджи в унисон с Партией регионов поддержал кандидатуру нового премьера, заявив, что "он всегда действовал и будет действовать в интересах народа". По мнению экспертов, за Гимеджи потянутся и другие мелкие лидеры, которые в обмен на лояльность своих организаций к власти попытаются выторговать у нее деньги и землю.
Сложнее всего будет договориться с Меджлисом. Особенно после запланированного на следующий год ухода Джемилева с поста его главы. Без него радикалов будет труднее сдерживать. Впрочем, в случае если место лидера татар займет один из наиболее вероятных претендентов, Чубаров, шансы найти общий язык с коренным населением Крыма у власти остаются. "У нас есть несколько месяцев, чтобы понять, изменил ли Могилев мнение о роли татарского народа в Крыму. Если прогресс будет очевиден, начнется сотрудничество", – заверил Фокус Чубаров.
Андрей Ткач, Фокус