В блиц-интервью Фокусу лидер Меджлиса Мустафа Джемилев рассказал о первой встрече с новым главой Совмина Крыма Анатолием Могилевым и о том, на что готовы татары в случае конфронтации
– О чем вы говорили с Могилевым на первой после его назначения встрече?
– Я ему сказал, что у каждого человека бывают ошибки, и если человек мужественный, он это признает. Могилев перевел разговор на депутатов: мол, они там с трибуны говорят друг о друге черт знает что, а потом в курилке целуются и обнимаются. Говорил, что одно дело публичное выступление и другое – человеческие отношения. Я немножко знаю предысторию скандальных публикаций нового главы Совмина в "Крымской правде". Как мне говорили, Могилев в частной беседе признавал, что статьи о татарах – пособниках Гитлера ему принесли на подпись и он подмахнул не читая.
– Вы верите в то, что новый крымский премьер начнет налаживать диалог с татарами?
– Особого доверия пока нет, но у него есть поручение президента наладить с нами отношения. Я не думаю, что он, как Джарты, будет проявлять свой характер. Когда пришел Джарты, он тоже сначала хотел, чтобы было все по-донецки, по-пацански. Но получил от нас решительный отпор. Мы мобилизовали мировую общественность, я несколько раз съездил в ПАСЕ. Потом Джарты подумал и начал с нами сотрудничать.
– Если Могилев тоже захочет сделать все "по-пацански", чем ответят татары?
– В зависимости от того, какие формы будет применять Могилев против крымских татар. Уже бытует мнение, что Мустафа Джемилев всю жизнь проповедовал ненасильственные методы восстановления прав татар, а вот придет на его место человек, который будет более радикально решать эти вопросы. Если Могилев опять поступит, как в 2007 году, то Национальное движение крымских татар, безусловно, будет радикализироваться. Крымские татары могут много чего сделать – выйти на трассы и перекрыть абсолютно все. Оружие, конечно, никто в руки брать не будет, я этого не позволю.
– Вы и вправду решили уходить?
– Я подавал в отставку на предыдущем курултае, но ее не приняли. Договорились подготовить преемников и на следующем курултае удовлетворить мою просьбу.
– Если не вы, то кто будет представлять татар в парламенте следующего созыва?
– Нужно выдвинуть в Раду кандидатуру будущего председателя Меджлиса. Есть два кандидата: Рефат Чубаров и Ремзи Ильясов. У Чубарова больше опыта политической работы, у Ильясова – большие организаторские способности. Вот если бы качества обоих объединить, получился бы идеальный руководитель Меджлиса.
Андрей Ткач, Фокус