Разделы
Материалы

Начинают и выигрывают. Главные участники выборов-2012 определили цену голоса избирателя

За полгода до официального старта парламентской кампании главные игроки уже включились в гонку. В ход пошли дешевые провокации и черные технологии дорогих консультантов

Много лет скрывавшийся от объективов камер и хранивший молчание экс-глава Администрации президента Леонида Кучмы Виктор Медведчук преподнес редакции Фокуса неожиданный новогодний подарок. Пресс-служба легенды отечественной политики предоставила журналу свежие фото шефа. На них — совершенно новый Медведчук: загорелый, похудевший и словно помолодевший на добрый десяток лет. Вскоре после этого в нескольких региональных изданиях появилось одно и то же сдержанное и тщательно выверенное интервью экс-чиновника с размышлениями о геополитическом выборе страны.

Эксперты уверены: так за полгода до официального старта предвыборной парламентской гонки Медведчук начал свою личную PR-кампанию. Он якобы планирует выдвигаться как кандидат-мажоритарщик от одного из округов Закарпатья.

Примеру серого кардинала кучмовской администрации последовали его потенциальные соперники. В округах, от которых они планируют идти на выборы-2012, начали плотно работать с электоратом. Так, в Виннице глава совета НБУ Петр Порошенко построил и открыл в сентябре светомузыкальный фонтан за 35 млн грн. Нардеп Александр Фельдман в начале зимы подарил уникальное оборудование Харьковскому детскому центру нейрохирургии, а недавний соратник полуфантастического столичного мэра Леонида Черновецкого Олесь Довгий по примеру своего бывшего шефа продолжил раздавать продуктовые пайки малообеспеченным жителям столицы.
Подготовку к горячему предвыборному лету 2012-го начали и партии. Тут в ход идет более тяжелая артиллерия. Комитет избирателей Украины (КИУ) прогнозирует, что на парламентскую кампанию три ведущих игрока — ПР, "Батьківщина" и "Фронт змін" потратят от $40 млн до $100 млн каждый. Если эти бюджеты разделить на число избирателей, проголосовавших на последних выборах в Раду, то голос одного украинца обойдется партиям примерно в 24 гривны.

Эксперты утверждают: купить лояльность окончательно разочаровавшегося в политиках электората за такую мизерную сумму ни у власти, ни у оппозиции не выйдет. Чтобы победить, им придется использовать все мыслимые и немыслимые средства — подкуп, админресурс, черный пиар и спекуляции на горе собственных лидеров.

Именные скидки
Хотите понять, началась ли неофициальная охота за вашим голосом? Тогда внимательно посмотрите на билборды. Именно так делает председатель областного отделения КИУ Юрий Бут. По его словам, верный признак неофициального старта предвыборной кампании — обилие поздравлений от политиков. Проанализировав их, за полгода до официальной разбивки страны на мажоритарные округа можно даже определить, на поддержку какого округа рассчитывает тот или иной кандидат. К примеру, в Белой Церкви уже обозначились как минимум два претендента на кресло в парламенте — это представитель "Сильной Украины" Виталий Гудзенко и директор предприятия "Белоцерковхлебопродукт" Иван Шилов, поздравившие горожан с Новым годом.
Эффект старательно завуалированной агитации невелик, но выбора у кандидатов не от власти нет — главные медийные площадки для них закрыты. В этом на собственном опыте убедился нардеп Олег Ляшко. Он с сентября не может попасть в эфиры центральных телеканалов.

Единственной отдушиной для жаждущего пиара депутата стал Facebook и собственный блог. Там он в прямом смысле слова ежедневно, а подчас и еженощно выкладывает фото, отчитывается о поездках и делится скандальными новостями и таким образом не теряет связь с электоратом.
То, что всемирная паутина может стать бесплатной и эффективной площадкой в предвыборной кампании, подтверждает статистика. Если на последних выборах по мажоритарным округам интернет освоили всего 4% украинцев, то десять лет спустя, по данным Института социологии НАН Украины, этот показатель превысил 35%, то есть через сеть кандидаты в депутаты могут влиять на 15 млн избирателей.

Но ограничиться лишь виртуальным общением с электоратом даже у мастеров скандала типа Ляшко не получится. Эксперт по локальным избирательным кампаниям Павел Карайченцев прогнозирует, что в нынешнем году цена депутатского мандата для мажоритарщиков составит от $1,5 млн до $2,5 млн. Если же кандидату придется выступать в чужом округе и соперничать с несколькими местными выдвиженцами, стоимость агитационной кампании может возрасти до $5 млн. Эти деньги пойдут на организацию личных встреч, оплату работы нескольких помощников, рекламу и расходные материалы для штаба и агитаторов.

Сэкономить удастся только региональным лидерам, к примеру, действующим или бывшим мэрам. Использовав админресурс и свою узнаваемость, они, по мнению экспертов, смогут уложиться в $300—$600 тыс.

По оценкам КИУ, дороже всего выборы обойдутся стремительно теряющим рейтинг регионалам. "Общая партийная касса составит более 100 миллионов долларов", — прикидывает глава организации Александр Черненко. Эти средства пойдут на всеукраинскую рекламу партии, проведение съезда и прочие оргвопросы. Свою лепту в предвыборный бюджет власти внесут и ее выдвиженцы-мажоритарщики, которые под лозунгами ПР будут ремонтировать дороги и дарить избирателям подарки.

В среднем вдвое меньше, по прогнозам Черненко, на выборы потратит "Батьківщина". Лишившись поддержки крупных бизнесменов, оставивших партию Юлии Тимошенко ради членства во фракции регионалов, оппозиционерам едва ли удастся собрать больше $60 млн. Примерно столько же — до $60 млн – на свою кампанию может потратить политсила Арсения Яценюка "Фронт змін".

Львиная доля этих бюджетов уйдет на услуги политтехнологов. Большинство отечественных специалистов подастся в команду власти. Так, по данным Фокуса, во время парламентской кампании регио­налов будут консультировать социолог Евгений Копатько, политолог Виктор Бала и политтехнолог Сергей Гайдай. Эту информацию подтвердил только Копатько. Между тем Гайдай заявил, что на самом деле его пиар-агентство "занимается Мин­экономразвития", возглавляемым вице-премьером регионалом Андреем Клюевым, но не самой партией. Не исключает возможного сотрудничества с членами ПР и Бала, но пока, по его признанию, окончательного решения на этот счет он не принял.

В отличие от потенциальных союзников, глава "Сильной Украины" вице-премьер Сергей Тигипко, по данным Фокуса, свой имидж доверит не отечественным, а зарубежным специалистам. Его французских консультантов из компании Euro RSCG якобы сменят российские политтехнологи, занимавшиеся президентской кампанией вице-премьера.

А вот "Батьківщині" из-за кризиса финансирования придется рассчитывать на собственные силы. Ее пиаром по старинке займутся нардепы Виталий Чепинога, Виктор Уколов и Александр Абдулин.

Руководителем региональных штабов "УДАРА" Виталия Кличко, по данным источника Фокуса, станет Александр Коротенко. А за медиаподдержку партии главного политического тяжеловеса будет отвечать бывший пресс-секретарь Виктора Ющенко нардеп Ирина Геращенко. Сама Геращенко эту информацию не опровергла, заметив, что комментарии по этому поводу могут появиться позже.

В отличие от Геращенко, ее бывшая соратница по "Нашій Україні" Татьяна Мокриди сходу подтвердила Фокусу, что она уже работает с лидером УСДП Натальей Королевской и консультирует ее по вопросам, касающимся "связей с общественностью". Не исключено, что вскоре в качестве медиаконсультантов к команде экс-бютовки присоединятся одиозные журналисты Казбек Бектурсунов и Дмитрий Джангиров. По крайней мере, в окружении Королевской этот вариант не отрицают.

В какую сумму обойдутся партиям услуги местных и приглашенных политконсультантов, прогнозировать сложно.

В КИУ предполагают, что в зависимости от профессионализма их зарплата может варьироваться от $5000 до $50 000 в месяц. Выкладывать внушительные суммы за советы гуру политконсалтинга украинским политикам не впервой. Как рассказали Фокусу специалисты, работавшие во время президентской кампании в избирательном штабе Яценюка, российским технологам Тимофею Сергейцеву, Дмитрию Куликову, Искандеру Валитову в 2009 г. платили от $40 000 до $50 000 в месяц.

Торг уместен
Гарантировать, что затраты на политический пиар окупятся с лихвой, эксперты не берутся. Политолог Владимир Фесенко уверен, что время, когда политконсультанты выстраивали или улучшали имидж партий и ее лидеров, прошло. "Януковича причесали и научили говорить, Тигипко сделали суперменом", — отмечает он, добавляя, что теперь для победы нужно нечто более кардинальное, особенно власти, рейтинг которой, по данным социологической группы "Рейтинг", с апреля 2010-го по декабрь 2010-го снизился с 45 до 19%.

За решительными действиями регионалов дело не станет. Эксперт по местным выборам Карайченцев рассказывает, что еще до официального старта кампании ПР просеивает "независимых" кандидатов-мажоритарщиков на предмет лояльности и берет под крыло тех, кто после победы будет готов переметнуться в ее ряды. Им власть якобы предоставляет места в телеэфирах местных каналов.

Вдобавок к этому оппозиция прогнозирует, что в будущей кампании регионалы сделают упор на скупку голосов. По мнению Яценюка, соратники президента пустят на это примерно $100 млн. С учетом того, что половину этой суммы, как водится, разворуют, власть может рассчитывать максимум на 5% голосов.

В мажоритарных округах дела обстоят иначе. Там, по прогнозам Карайченцева, кандидаты могут скупить до 15% голосов. Но есть опасность, что деньги будут потрачены впустую. В частности, предыдущие выборы показали: в Одессе для того, чтобы получить один голос, нужно подкупить трех, в Киеве – двух избирателей.

В регионах, где рейтинг власти невысок, ПР может использовать еще одно ноу-хау: выставить в качестве своего кандидата подставную фигуру, а ставку сделать на якобы "самовыдвиженца". Такая тенденция, по данным Ассоциации политических консультантов, уже прослеживается в Хмельницкой, Винницкой и Тернопольской областях.

Продвинутым технологиям объединенная, но стесненная в средствах оппозиция сможет противопоставить одно: образ гонимой властью Тимошенко, арест которой впервые за несколько лет позволил ее партии обогнать по рейтингу ПР. Впрочем, этот капитал растратить можно гораздо быстрее, чем деньги, — достаточно, чтобы в рядах оппозиции по обыкновению начались дрязги.

Дмитрий Орлов, Фокус