Разделы
Материалы

Слово за слово. Будут ли украинцы разговаривать на государственном языке

Вопреки обещаниям оппозиции и уличным акциям протеста, законопроект о языках прошел первое чтение. Если власть не пойдет на попятную, шансы на выживание украинского в качестве единственного государственного сведутся к нулю

На мокрой черной земле клумбы около здания Верховной Рады — три свиных языка с бумажными этикетками. Два крупных с надписями "феня" и "суржик". Тот, что поменьше, немного в стороне — "азаровский язык". "Это языки, на которых разговаривают украинские политики. Точнее, не разговаривают, а визжат, так как украинский народ не может их понять", — объясняет символическое значение проколотых кусков мяса молодой активист из Николаева Александр Максименко. Он — один из нескольких тысяч украинцев, которые 5 июня пришли под стены парламента протестовать под проливным дождем против закона о языках. Принятый утром в первом чтении законопроект, который вводит понятие "региональный язык" и значительно расширяет права венгерского, румынского, крымскотатар-
ского и в первую очередь русского в местах компактного проживания нацменьшинств, заставил демонстрантов перейти от слов к реальным угрозам. "Если закон примут, мы уничтожим его протестами, и не только", — вполне серьезно обещает власти киевлянка Ксения Тимофеенко, вступившая недавно в партию Виталия Кличко "УДАР". Поддержать своих обещает и объединенная оппозиция, лидеры которой Арсений Яценюк и Александр Турчинов уже заявили о начале бессрочной акции протеста против скандального законопроекта. Победа критиков регионалов теперь за малым: решительностью демонстрантов и опасениями власти потерять лицо перед гостями Евро-2012.

Все против всех
События 5 июня многим собравшимся напомнили будни оранжевой революции. Громкие лозунги против действующей власти, насквозь промокшие и замерзшие люди, пронзительные крики в толпе "Милиция с народом!". Но, как и в ноябре 2004 года, стражи порядка от обычных украинцев были далеки. С самого утра 2800 правоохранителей плотным кольцом окружили парламент и бело-голубой митинг сторонников власти. Их еще ночью организованно начали свозить в Киев десятки автобусов. Благодаря опеке силовиков одетые в синие дождевики гости столицы, преимущественно из восточных регионов страны, чувствовали себя уверенно, но от общения с журналистами наотрез отказывались. "Мы своих детей, своих женщин, которые у нас за спиной, готовы защищать", — заслоняя суровых молчаливых соратников, заявил местный житель — киевлянин Алексей Филиппов. Его воинственный задор со сцены подогревает скандально известный экс-нардеп от ПР Олег Калашников.

Пришедших под Раду сторонников власти он громко называет "героями-освободителями", а парламентариев партии власти "депутатами-победителями".

Его восклицания в рядах противников бело-голубых вызывают нескрываемое отвращение. Им не до триумфа: утром оппозиция без боя сдала голосование за языковой законопроект. Заручившись поддержкой коммунистов, "тушек" и внефракционных депутатов, регионалы даже умудрились заполучить в союзники двух членов оппозиционной фракции НУНС — Сергея Харовского и Сергея Василенко, которых однопартийцы тут же исключили из фракции.

Это, предполагает депутат-нунсовец Кирилл Куликов, сделали для отвода глаз. Отмечая, что дату принципиального голосования оппозиция знала заранее, он опровергает официальную версию соратников, согласно которой те физически не успели сориентироваться. "Это был договорной матч, и оппозиция сдала языковой закон", — утверждает Куликов, открыто заявляя о закулисных договоренностях между лидерами оппозиции и ПР.

Но вместо того чтобы оправдывать свой провал, противники власти озвучивают новые планы. В них, по словам лидера "Фронта змін" Яценюка, входит бессрочная акция протеста во всех областных центрах страны. Ее цель — показать гостям Евро-2012, которое стартует 8 июня, что украинцы против русского языка. "Мы обязательно будем агитировать своих европейских друзей для того, чтобы они знали хотя бы пару слов на украинском", — обещает фронтмен.

Угроза опозориться перед заграничными гостями, которые вместо радостной столицы увидят маленькую копию мятежного Майдана, заставит власть задуматься о необходимости форсировать принятие закона о языках, уверен политолог Вадим Карасев.

Дмитрий Орлов, Фокус