Председатель распущенной Рады (по версии Виктора Ющенко), или глава действующего парламента (по версии коалиции), Александр Мороз рассказал Фокусу, почему не проиграет выборы, как обойтись без Конституционного суда, а также кто привел Юрия Луценко в правительство и почему не получилась широкая коалиция
— Александр Александрович, что, по-вашему, сейчас происходит в стране?
— Это искусственное создание кризиса для решения политических целей — пересмотра результатов выборов-2006 с намерением блокировать политреформу. Идет борьба за сохранение абсолютной власти Президента.
— То есть политреформа под угрозой?— Не думаю. Хотя бы потому, что изменения в Конституцию внесены в соответствии с самой Конституцией, а второе — Конституционный суд просто не может признать легитимным указ Президента от 2 апреля (о досрочном прекращении полномочий законодательного органа — Фокус)
— Даже мысли такой не допускаете?
— Не допускаю.
— Хорошо, а как вам такой вариант: выборы как результат "полюбовной" договоренности Президента и коалиции?
— Я за такие выборы, если исходить из того, что необходимо подтверждение доверия народа. Но тогда важно, чтобы это доверие подтверждалось одновременно к обоим институтам власти — и к Президенту, и к парламенту.
— То есть должны состояться еще и выборы главы государства, которым будет предшествовать его отставка?
— Нет. Отставки Президента не бывает, так же как и отставки парламента. Власть непрерывна!
— Хотите сказать — Президент должен уйти сам?
— Если он настаивает, не имея на то оснований, на досрочных выборах Рады, он и сам должен пойти на досрочные выборы, как это сделал Президент Кравчук в 1994 г.
— Значит, угрозы того, что Верховная Рада сама начнет этот процесс через процедуру импичмента, нет?
— Нет. И не столько потому, что для этого нет оснований, но и потому, что это, во-первых, неэффективно, а во-вторых, нет соответствующего закона, который был заблокирован и прежним, и нынешним Президентами. В законе о временных следственных комиссиях была выписана процедура импичмента, и президент, видимо, остерегаясь ее, закон не подписал.
— Вы настаиваете на варианте с перевыборами Виктора Ющенко, потому что как спикер, в отсутствие Президента, будете выполнять его обязанности?
— Эта норма действительно предусмотрена в Конституции, но ограничена всего 90 днями, и предполагает подписание только указов определенного содержания. Поэтому бороться за такую функцию… Знаете, это даже излишне обсуждать.
— Коалиция сама спровоцировала Президента на роспуск парламента, затеяв создание конституционного большинства. Ведь понятно было, что он воспримет это болезненно и начнет защищаться.
— Нам вовсе не нужна была коалиция в 300 голосов! Нужно процедурное большинство в 300 голосов, чтобы продолжить процедуру внесения изменений в Конституцию в части местного самоуправления. Но за эту цифру уцепились, как за угрозу. Если уж говорить об угрозах — то зачем менялись председатели районных судов в Киеве и регионах? Почему отправили в отставку председателя Печерского райсуда? Почему, наконец, "Офіційний вісник Президента України" (издание, где был опубликован указ о досрочном прекращении полномочий парламента — Фокус) был заранее подготовлен к печати? Это что — подготовка к дискуссии или к опубликованию незаконного указа?
— Вы имеете в виду, что Ющенко был готов к роспуску за несколько месяцев до него?
— Он был готов давно и не отрицал, что может действовать подобным образом.
— С какого момента, по вашим сведениям?
— Уже месяца через два после подписания Универсала национального единства.
— И действия коалиции не имели к этому отношения?
— Коалиция всегда действовала в соответствии с Конституцией, а если были какие-то дискуссионные моменты, то их можно было рассмотреть в регламентном порядке. Мы интересовались, например, с какими нормами закона о Кабмине не согласен Президент? Давайте их уберем. Договорились об устранении разногласий. Но потом из секретариата Президента приходило заявление: "Ни о чем не договорились". Там нужны были не компромиссы, а поводы для нагнетания ситуации.
— Ваши отношения с Ющенко, должно быть, окончательно испортились после того, как вы подписали закон о Кабинете Министров? Как вы их сейчас оцениваете?
— Считаю их нормальными, поскольку меньше всего обращаю внимание на эмоции. Он руководитель одного института власти, я четко выполняю свои обязанности. Что касается мнений о том, как я их выполняю — это "вкусовщина". Каждый судит по-своему. Но я не считаю себя меньшим патриотом, чем Президент или какой-нибудь другой политик. Я отстаиваю интересы страны.
— Вас не обидел вывод из состава Совбеза?
— Со стороны Президента это были, конечно, эмоции. Но я даже доволен, поскольку СНБО наконец-то начал работать в соответствии с Основным Законом. В Конституции определено, что председатель парламента может принимать участие в его работе. Но, будучи членом Совета, он будет зависим от председателя. А это не соответствует принципу разделения властей.
— Коалиция ставит под сомнение законность указа о прекращении полномочий парламента. Если бы Президент распустил Раду летом, перед назначением Виктора Януковича — было бы это более законно, на ваш взгляд?
— И тогда это было бы незаконно. Тогда тоже не было оснований — тех единственных, которые определены 90-й статьей Конституции. Коалиция была создана в определенный Основным Законом срок, в срок была подана кандидатура премьера, и распусти Президент парламент только потому, что ему эта кандидатура не понравилась, была бы та же коллизия, что и сейчас. Но нынешней ситуации, видимо, есть объяснение: месяцы, которые прошли после формирования правительства, и успешные результаты его работы продемонстрировали окружению Президента невозможность возврата к старой модели власти. Поэтому и была придумана история с незаконным расширением коалиции.
— С момента роспуска Рады Юлия Тимошенко выглядит очень уверенной и подчеркнуто спокойной. Как вам кажется — она в этой ситуации добилась, чего хотела? Получила ли гарантии премьерского, скажем, поста от Президента?
— Похоже, она удовлетворена тем, что снизила авторитет Президента.
— Другими словами, она играет против Президента?
— А разве для кого-то это секрет?
— Она влияла на него в вопросе роспуска Рады?
— Считаю, да.
— Доказательства?
— Все доводы, которые Президент излагает сейчас, озвучивала и она, но раньше.
— И о других оппозиционерах. Как вам успехи вашего бывшнго однопартийца Юрия Луценко на оппозиционном поприще? Видна ли выучка СПУ?
— У меня больше 10 лет педагогического стажа. У меня были ученики, которые имели успешные оценки, но не всегда действовали "на отлично" в жизни…
— Вы с ним совсем не общаетесь?
— Не общаемся.
— С тех пор, как он ушел из СПУ?
— Раньше. Вот он говорил: "Меня просили председатель парламента, Президент и т.д., чтобы я остался министром". Никогда я его об этом не просил, мы с ним вообще не говорили на эту тему. Он говорит о предательстве, но партию он предал давным-давно. Да он и министром стал больше не по настоянию социалистов, а Петра Порошенко и Президента. Исходя из ситуации, которая складывалась, я согласился — пускай будет министром. Из списка Соцпартии (на прошлых парламентских выборах — Фокус) он ушел, будучи третьим в нем. Не потому, что хотел быть нейтральным, а потому что предполагал быть первым. Что ж, сейчас он добился первого места — пускай ему везет.
— Опыт еще одного экс-социалиста Иосифа Винского, кажется, здорово пригодился сейчас Тимошенко….
— Да, Винский очень опытный. Но слишком властный. Сдерживать его в Соцпартии мог я. Как будет в новой политсиле — посмотрим. Он так часто говорит о ней: "наша партия". Это интересно. Но он действительно опытный орговик. Таких у Тимошенко не было.
— Прямо подарок от СПУ…
— Мы, может, его заслали туда, чтоб он изнутри развалил Блок Тимошенко (Смеется).
— Виктор Янукович неоднократно говорил после роспуска Рады, что у Президента еще есть время передумать. Вы тоже всерьез считаете, что у него есть пути к отступлению от собственного указа? Но ведь так он потеряет лицо.
— (Эмоционально) Что значит "лицо политика" перед реальными обстоятельствами, перед интересами государства?! Ведь речь не идет о том, что мы заботимся о репутации Президента, парламента или конкретного должностного лица. Мы заботимся о репутации государства! Если мы ответственные политики — давайте этим заниматься.
— Но отступление от указа для Президента сейчас — политическое самоубийство!
— Посмотрите на социологию: да никто на это не обратит внимания! Людям надоели интриги, им нужен порядок! И если Президент будет исходить из этого, то скажет: вот здесь мы ошиблись, давайте отступим, сделаем шаг назад и определимся. Без Конституционного суда и прочего. Я это еще третьего апреля предложил: пускай все сделают по шагу назад. Для этого надо отменить указ Президента и постановления парламента. А потом окажется, что парламент решит (или уже решил) вопросы, которые были раздражителем для Президента. И все, проблем нет! Но сейчас Президента беспокоит другая проблема — "Наша Украина" проиграла последние выборы. К тому же, чем дальше идет политреформа, тем больше влияния на местах теряют "нашеукраинцы". Вот этого им совсем не хочется, потому и ведутся разговоры о ревизии воли избирателей. Если так рассуждать, то почему, например, их не беспокоило посягательство на волю избирателей, когда в оппозицию ушли двое из СПУ (Иосиф Винский и Галина Гармаш — Фокус)? И только через месяц возникла обеспокоенность из-за депутатов, двинувшихся "в обратном направлении"!
— Да вы, кажется, расстроены происходящим…
— Наоборот, я спокойно отношусь к ситуации. Она не может продолжаться до бесконечности. А если Президент хочет абсолютного результата — тогда нужны двойные перевыборы. Но он действует алогично, его загоняют в тупик, и меня это беспокоит. Он не может отрицать, что полтора года — выгодно это было нам или не выгодно — мы (соцпартия — Фокус) защищали авторитет Президента, когда ближайшее окружение доставило ему столько неприятностей! Но он, похоже, этого не ценит. Что ж, это его проблемы. Я предлагал ему идти другим путем — мы расширяли коалицию, дали "Нашей Украине" солидные министерские должности в Кабмине. Неужели сложно было понять, что надо было действовать именно таким образом? Этих людей заставили уйти, а потом начали искать объяснения, мол, их из власти выживали…
— И почему же не получилась широкая коалиция?
— Виновато окружение Президента. Ближайшее.
— Кто это, интересно? Раньше были "любі друзі", теперь они удалены. Значит — Виктор Балога?
— "Любі друзі" — это категория. Качество остается, а состав меняется…
— А вы не боитесь, что вот сейчас широкая коалиция состоится, но на новый лад. Просто Партия регионов договорится с Президентом об условиях перевыборов с тем, чтобы продолжить сотрудничество после них. И социалисты уже не будут нужны.
— Эти домыслы я уже слышал. Могу в ответ сказать, что пока парламент с Кабмином действуют вполне согласованно. А если бы и так… (Пауза). Пускай. Но тогда у меня возникает вопрос — почему, если мог состояться союз "Нашей Украины" и Партии регионов, этого не произошло еще летом 2006-го, в июле? Ведь договор у них уже был подписан. Кстати, никто их не пытался шельмовать за двойную игру.
— Учитывая низкие рейтинги Соцпартии — вам какой формат участия в выборах ближе: пойдете в список Партии регионов или примете участие в "бело-голубом" блоке, если такой будет?
— Не стоит обсуждать абстрактные конструкции. Мы исходим из того, что неконституционных выборов не будет. Плановые выборы состоятся в 2011 г. Вот тогда и посоветуемся по поводу перспектив и так далее. Замечу — с 1994-го не было ни единых выборов, на которых бы заказная социология не предрекала социалистам поражение. И, тем не менее, мы всегда проходили в парламент.
— Постойте, как же не будет выборов — вы же сами говорите, что они возможны, если Президент согласится переизбираться вместе с парламентом.
— Если эта идея будет реализована, выборы будут в конце года, не раньше. И тогда, опять же, мы успеем поговорить о конструкции избирательной кампании.
— Александр Александрович, вам не бывает обидно, что СПУ — самая старая украинская партия — сейчас в хвосте избирательских симпатий, а на первых местах "младшие" политические силы?
— Да, я с этим уже сталкивался — то "озимое поколение" появлялось, то еще какая-то политсила, которая имеет "колоссальное преимущество". Рейтинги огромные — и только после выборов они "сдуваются". Поэтому на это смотрю спокойно. Не может проиграть партия, имеющая идеологию, структуры в каждом районе, около 30 тысяч "первичек", которая признана в мире и является членом Социнтерна. И поэтому, уверяю вас, все будет нормально.