Дело техники боится. Почему мажоритарщики массово снимаются с выборов
Мажоритарщики сотнями снимают свои кандидатуры. Уходят технические кандидаты, двойники и, под давлением конкурентов, реальные претенденты на победу
У сына премьер-министра Алексея Азарова, кандидата-мажоритарщика по 47-му округу в провинциальном Славянске, стало одним соперником меньше. Его конкурент, самовыдвиженец Святослав Цыпин снял свою кандидатуру, но не потому, что передумал. В сентябре неизвестные из дробовика изрешетили его машину, а в авто его супруги подбросили наркотики и возбудили против нее уголовное дело, эмоционально рассказывает бывший кандидат. В давлении на свою семью Цыпин подозревает людей, близких к конкуренту, Азарову-младшему, но без доказательств их имена называть не спешит. Получить комментарий относительно случившегося у Алексея Азарова Фокусу не удалось, пресс-секретарь кандидата в течение двух дней на телефонные звонки не отвечала.
Цыпин не единственный, кто досрочно решил выбыть из парламентской борьбы: к моменту сдачи номера свои кандидатуры сняли 208 мажоритарщиков. И это не предел. Эксперты прогнозируют, что до 15 октября, даты, до которой кандидаты в депутаты имеют право написать соответствующее заявление, число отказников может вырасти вдвое — свыше 400 человек, как это было на последних мажоритарных выборах в 2002 году. В большинстве случаев досрочный уход — часть предвыборных технологий. "Уходят технические кандидаты. Они были призваны обеспечить основному кандидату места в окружкомах, а теперь сходят с дистанции и забирают залог", — объясняет суть технологии глава Комитета избирателей Украины (КИУ) Александр Черненко. Впрочем, как выяснил Фокус, в числе отказников есть и те, кто имел реальные шансы на победу и снял свою кандидатуру, в том числе под давлением конкурентов.
Под прикрытием
В одесском 135-м мажоритарном округе за два дня с дистанции сошли 8 кандидатов — соперников выдвиженца ПР, нардепа Сергея Кивалова. После массового исхода фамилия соратника президента в будущем избирательном бюллетене поднялась на выигрышное первое место. Совпадение это или хорошо продуманная предвыборная технология, руководитель одесского отделения КИУ Анатолий Бойко судить не берется. Вместо этого он оперирует известными ему фактами: в числе досрочно сошедших с дистанции есть люди, близкие к бывшему главе ЦИК. Один из них — самовыдвиженец Юрий Григоренко, юрист коммунального предприятия "ЖКС "Фонтанский", которое возглавляет коллега Кивалова, депутат Одесского горсовета Светлана Осауленко. Информация о том, что она преподает курс "Административное право Украины" в учебном заведении ректора-регионала — Одесской юракадемии, и сейчас доступна на официальном сайте вуза. Еще один отказник — выдвиженец от коммунистов Нина Анищук, профессор кафедры истории государства и права той же академии. Только они двое, по данным КИУ, сумели завести в участковые избирательные комиссии (УИК) 59 своих представителей. В целом восемь отказников, шедших перед Киваловым, провели в участ-комы 182 своих представителя. Сколько из них в день выборов будут отстаивать интересы Кивалова, сказать сложно. Уже бывшие кандидаты заявляют, что в кампании участвовали всерьез, а не в связке с известным регионалом. Анищук утверждает, что из гонки выбыла по состоянию здоровья, а ее представители в УИК останутся помогать компартии. Сам Кивалов не нашел времени прокомментировать ситуацию в родном округе.
Клоны отступают
В разгар кампании из гонки выбывают и кандидаты-клоны, то есть однофамильцы рейтинговых мажоритарщиков. По 52-му округу в Донецкой области отказались от участия в кампании два кандидата с фамилией Шкиря, расчистив путь выдвиженцу-регионалу, нардепу Игорю Шкире. По 98-му округу передумал баллотироваться однофамилец бывшего бютовца, нардепа Сергея Мищенко.
Одной из причин, по которым кандидаты-клоны отзывают свои кандидатуры, по словам Черненко, может быть договоренность с "оригиналом". "Клоны могут просить за снятие до $10 000, так как забирают 2–3% голосов", — уточняет цену вопроса специалист по локальным выборам Павел Карайченцев.
Сергей Мищенко от переговоров со своим двойником открещивается. Бютовец настаивает: у его клона была иная функция: "Он обеспечил самовыдвиженца Александра Мостипана, которого поддерживают регионалы, своими людьми в УИК и забрал свой залог", — уверяет он. Руководитель избирательного штаба Мостипана Сергей Бугай эту информацию в беседе с Фокусом столь же категорически опроверг.
С кандидатами-однофамильцами не пришлось договариваться и регионалу Шкире: еще в августе два самовыдвиженца из Дзержинска — супруги Оксана и Виктор заявили, что их якобы зарегистрировали без согласия, и подали заявление о снятии своих кандидатур. "Не исключено, что регионал сыграл на опережение, чтобы у оппонентов после громкого скандала не появилось желания выставить на его округе новых двойников", — считает один из наблюдателей за выборами в Донецкой области, пожелавший остаться неизвестным. По его словам, в бюджетах избирательных кампаний на содержание каждого кандидата-двойника может выделяться по $1000 ежемесячно, и небогатым людям устоять перед таким предложением бывает нелегко.
Но признаваться в сотрудничестве со своими рейтинговыми конкурентами однофамильцы не хотят. К примеру, экс-кандидат по 122-му округу, охранник в банке Игорь Козак отрицает, что снял свою кандидатуру, чтобы в избирательном бюллетене не конкурировать с более рейтинговым соперником — депутатом Львовского облсовета Тарасом Козаком. Свое решение он сбивчиво объясняет тем, что просто, дескать, отложил агитацию на последний месяц, но в итоге передумал.
Реальный кандидат
За две недели до выборов из гонки выбывают и реальные претенденты на победу. В их числе — самовыдвиженец, владелец корпорации Ukrainian Business Group (UBG) Руслан Демчак (18-й округ) и крымский регионал-мажоритащик Александр Баталин (2-й округ).
Ситуацию с первым координатор избирательных программ общественной организации "ОПОРА" Ольга Айвазовская осторожно называет загадочной. Будучи оппонентом нардепа-регионала Григория Калетника по округу в Винницкой области, Демчак неожиданно оказался в следственном изоляторе по подозрению в отмывании 50 млн грн. "Многие бизнесмены ведут дела на грани закона. Но когда в разгар избирательной кампании арестовывают одного из фаворитов, причина, похоже, кроется в соперничестве с представителем партии власти", — предполагает политолог Владимир Фесенко. Так это или нет, сказать сложно: Демчак до сих пор находится в СИЗО и, по информации СМИ, начал распродажу бизнеса. Его адвокаты от комментариев отказываются.
В отличие от Виннитчины, в Крыму на 2-м избирательном округе рейтинговый кандидат-регионал Александр Баталин ушел неожиданно, но тихо — по состоянию здоровья. Впрочем, источники Фокуса, которые мониторят ход кампании в Крыму, утверждают, что настоящая причина в другом. Баталин, который вел активную предвыборную кампанию, якобы снял свою кандидатуру по договоренности с основным конкурентом — главой партии "Союз" Львом Миримским. Тот в случае участия Баталина в выборах якобы пригрозил власти заблокировать работу окружных комиссий, в которых его партия имеет своих представителей.
Сам Миримский подобную информацию называет провокацией: "Разве можно купить Баталина?" — эмоционально восклицает он. По его словам, основная причина досрочного выбывания из гонки оппонента — отсутствие шансов на победу.
Такие объяснения международных наблюдателей не устраивают. Глава миссии Европейской сети организаций по наблюдению за выборами Питер Новотны в шутку называет технических кандидатов национальной особенностью украинских выборов. Но признается, что вместе с другими возможными нарушениями в день голосования эта отличительная особенность страны может поставить под вопрос легитимность выборов. И тогда уже всем будет не до шуток.
Дмитрий Орлов, Фокус