Сезонные покупки. Партия регионов ведет тайные переговоры с будущими союзниками по парламенту
Чтобы удержать парламент в своих руках, Партия регионов вновь пойдет на кадровые уступки коммунистам и начнет мобилизацию депутатов-самовыдвиженцев
Результаты выборов формально поставили страну на грань парламентского кризиса. Своими силами ни власть, ни оппозиция, получившие 185 и 178 мандатов соответственно, не смогут сформировать в новой Раде большинство. От дальнейшего сотрудничества с Партией регионов в ходе предвыборной кампании формально отказались ее нынешние парламентские соратники — коммунисты. А сотрудничать с последними точно не будет ВО "Свобода".
Но это только часть правды. После оглашения результатов голосования все партии начали переговоры о формировании большинства. Ближе остальных к заветной цели Партия регионов. Она, по словам опрошенных Фокусом экспертов, может рассчитывать не только на коммунистов, переговоры с которыми в разгаре, но и на три десятка лояльных мажоритарщиков-самовыдвиженцев. Фокус выяснил, кто эти люди и что за сотрудничество с властью хочет триумфатор выборов — КПУ.
Худой мир
Окончательные результаты выборов разочаровали и власть, и оппозицию. Последняя, вопреки прогнозам главы совета Объединенной оппозиции (ОО) Арсения Яценюка, не сумела получить 226 мандатов: 40 взял "УДАР", 37 — "Свобода" и 101 — ОО.
Чуть больше набрала партия власти: 72 депутата прошли в Раду по партийному списку, еще 113 — по мажоритарке. Но, в отличие от оппозиционеров, у ПР в парламенте нового созыва есть потенциальные союзники — коммунисты. Чтобы сформировать большинство, бело-голубым нужно склонить на свою сторону их парламентскую фракцию — всего 32 нардепа и заручиться поддержкой как минимум 9 мажоритарщиков-самовыдвиженцев.
К совместной работе с КПУ регионалы готовы. "У нас одинаковые взгляды по вопросам НАТО, оценки УПА, русского языка", — объясняет нюансы будущего сотрудничества первый замглавы фракции ПР Михаил Чечетов.
Конкретизируя слова регионала, глава КПУ Петр Симоненко уточняет: его партия поддержит ПР в вопросах отмены пенсионной реформы, введения моратория на повышение коммунальных тарифов, ликвидации офшорных зон, возвращения в госсобственность металлургических предприятий.
Но подобные инициативы партия власти, которая, в отличие от коммунистов, защищает права крупного бизнеса, вносить на рассмотрение новой Рады не будет. По словам информированного источника Фокуса в КПУ, переговоры между его соратниками и регионалами касаются совсем иных вопросов. Один из них — трудоустройство не прошедших в Раду коммунистов. За неформальное вступление в бело-голубое большинство КПУ хочет получить одну из руководящих должностей в МВД для нардепа Валерия Бевза, который по итогам голосования занял 4-е место в 11-м мажоритарном округе в Винницкой области. На одном из ключевых постов в Минфине или Мин-экономики коммунисты хотели бы видеть нардепа Аллу Александровскую, которая в 170-м округе в Харьковской области уступила регионалу Дмитрию Святашу. Эту информацию Фокусу Александровская не подтвердила, заявив, что впервые слышит о своей возможной работе в исполнительной власти. Бевз до выхода номера прокомментировать вопрос не успел.
Еще одно условие сотрудничества однопартийцев Симоненко — сохранение должности за руководителем Гостаможенной службы коммунистом Игорем Калетником. Если выполнить эту программу регионалы откажутся, КПУ пустит в ход новые аргументы. "Нас ничто не останавливает в поддержке оппозиции в вопросе закона об импичменте или голосовании с ними за значительное снижение суммы финансирования Кабмина", — признается собеседник Фокуса.
Независимости.net
Регионалы трудности переговоров с коммунистами предвосхищали давно. Еще до выборов вице-премьер Сергей Тигипко заявлял Фокусу, что при формировании парламентского большинства ПР будет ориентироваться прежде всего на мажоритарщиков всех мастей. По расчетам Фокуса, таких потенциальных союзников в новой Раде у бело-голубых будет свыше трех десятков. В их число, по мнению политолога Петра Олещука, входят представители Народной партии (НП) Владимира Литвина и депутаты "Единого центра" Виктора Балоги. Свое предположение эксперт объясняет просто: кандидатам от НП, в отличие от оппозиционеров, власть не мешала вести предвыборную кампанию, а брат действующего чиновника — главы МЧС Виктора Балоги — Павел через суд сумел вырвать победу в своем 71-м мажоритарном округе. Учитывая зависимость судов от власти, сделать это, уверен Олещук, мог только лояльный к ПР кандидат. Сам Виктор Балога возможность сотрудничества с регионалами не отрицает, но и не оглашает своего окончательного решения.
В числе потенциальных союзников ПР и крупные предприниматели, бизнес которых зависит от решений власти. Их в новой Раде почти два десятка: совладелец сети гипермаркетов "Эпицентр", муж секретаря Киевсовета Александр Герега (№24 в рейтинге Фокуса "200 самых богатых людей Украины", состояние — $843 млн), совладелец Брокбизнесбанка Сергей Буряк (№34, $407 млн), соучредители группы "Континиум" Игорь Еремеев и Степан Ивахин (№55–56, $275 млн), основатель группы "Бринкфорд" Давид Жвания (№108, $89 млн), совладелец корпорации "Колейные ремонтные технологии" Ярослав Дубневич (№175, $38 млн).
Однако во всем рассчитывать на крупных бизнесменов власть, конечно, не рискнет. Политолог Виталий Бала прогнозирует, что предприниматели-тяжеловесы попытаются балансировать между властью и оппозицией, хотя бы для того, чтобы в случае победы на президентских выборах последней не стать объектом репрессий.
В отличие от бизнесменов, представители исполнительных, местных и законодательных органов власти, прошедшие в ВР по мажоритарке как самовыдвиженцы, регионалов подвести не должны. "Думаю, еще до их выдвижения были договоренности с властью о готовности к сотрудничеству. Они являются частью избирательного проекта ПР, одной из колонн формирования будущей фракции", — предполагает политолог Михаил Погребинский. По его оценкам, в новой Раде таких скрытых регионалов будет больше десятка. В их числе действующие депутаты-регионалы Григорий Калетник и Владимир Зубик, депутаты-регионалы в облсоветах Виктор Тимошенко и Антон Киссе. Кроме того, по мнению эксперта, потенциальными участниками бело-голубого большинства могут стать избранные депутатами начальник департамента транспортной милиции МВД Виктор Развадовский, экс-чиновник Гостаможни Виктор Бондарь и глава Деснянской райадминистрации Киева Виктор Жеребнюк, который и до выборов был членом ПР.
Если из самовыдвиженцев регионалы выжмут максимум, для формирования большинства в составе 226 нардепов им будет не хватать всего нескольких мандатов. Но их, честно признается Тигипко, власть может добрать, приняв в свои ряды мажоритарщиков от оппозиционных партий.
Первый толчок в спину мажоритарщиков, которые в парламенте могли бы попытаться играть в свою игру, власть уже сделала. За две недели до выборов нынешнее большинство 247 голосами приняло изменения в регламент Рады, согласно которому депутатские группы могут создавать не 14 народных избранников, как раньше, а 32 — по количеству самой маленькой фракции в парламенте.
Внефракционные депутаты не имеют права голоса при рассмотрении законопроектов по сокращенной процедуре, не участвуют в согласительном совете, который формирует порядок дня и вносит предложения о внеочередном созыве, и не могут претендовать на ключевые должности в парламентских комитетах. Новая норма, уверен политолог Вадим Карасев, была принята специально под политических тяжеловесов вроде Балоги и главы Минэкономики и торговли Петра Порошенко. Попав в парламент по мажоритарке, они могли быстро создать собственные группы и разыгрывать "золотую акцию" в ходе ключевых голосований. Теперь этот план придется корректировать.
План "Б"
Если парламентское большинство у ПР почти в кармане, то собрать 300 голосов для внесения поправок в Основной Закон регионалам будет непросто. Конституционное большинство, предполагает политолог Владимир Фесенко, власти может понадобиться разве что для принятия решения о выборах президента не народом, а членами парламента и придания русскому языку статуса второго государственного.
И хотя Чечетов утверждает, что, когда придет время для корректировки Конституции, ПР найдет 300 голосов, Карасев уверен в обратном: дескать, оппозиционеры, без которых конституционное большинство не создать, накануне президентских выборов к регио-налам не пойдут.
Впрочем, на этот случай у ПР может появиться запасной план. "Вопрос переноса выборов в Раду регионалы могут вынести на всенародный референдум", — объясняет Бала. Помешать этому оппозиция, роль которой в новом парламенте вряд ли изменится, не сможет. Разве что "Свобода", грозившая в случае формирования провластного большинства добиться роспуска парламента, исполнит предвыборное обещание и даст оппозиции еще один шанс на победу.
Лучше больше
Как формировалось большинство в парламентах нулевых
2002-й
ІV созыв
Несмотря на провал провластного Блока "За Единую Украину", по результатам голосования по партийному списку получившего всего 35 мандатов, благодаря мажоритарке в Раде он сумел стать главной политсилой. В первый месяц работы парламента численность фракции курируемого президентом Леонидом Кучмой блока достигла 185 членов. В ключевых голосованиях, таких как избрание спикером Владимира Литвина, "За ЕдУ" опиралась на "тушек" из рядов оппозиции и провластную Социал-демократическую партию (объединенную) во главе с близким соратником Кучмы Виктором Медведчуком.
2006-й
V созыв
Партии, поддержавшие оранжевую революцию — Блок Юлии Тимошенко, "Наша Украина" и Социалистическая партия Украины (СПУ), по итогам выборов получили 243 мандата и 22 июня после трехмесячных переговоров создали коалицию.
Однако спустя две недели лидер социалистов, получивший благодаря поддержке регионалов и коммунистов пост спикера ВР, вышел из коалиционного соглашения и вступил в "антикризисную коалицию" с ПР и КПУ. На пост премьера новое большинство выдвинуло Виктора Януковича. Президент Виктор Ющенко его кандидатуру утвердил. Оппозиция пыталась договориться с властью о создании "широкой коалиции", но переговоры закончились ничем.
2007-й
VІ созыв
Получив 228 мандатов, БЮТ совместно с НУ-НС сформировали большинство в составе 227 нардепов (нунсовец Иван Плющ отказался подписать коалиционное соглашение). На пост премьера была выдвинута кандидатура Юлии Тимошенко, которую Рада одобрила со второго раза 226 голосами. ПР и коммунисты ушли в оппозицию, Блок Литвина решил соблюдать нейтралитет, а председателем парламента 227 голосами был избран Арсений Яценюк.
В 2009-м из-за угрозы роспуска парламента к коалиции присоединился Блок Литвина, а сам Литвин был избран спикером Рады. 3 марта 2010-го в том числе с помощью членов большинства — бютовцев, нунсовцев и соратников Литвина, правительство Тимошенко было отправлено в отставку.
11 марта КПУ, Блок Литвина и ПР, заручившись поддержкой перебежчиков из оппозиционных партий, создали новую коалицию "Стабильность и реформы" в составе 235 депутатов.
После отмены конституционной реформы 30 сентября 2010-го норма о необходимости формирования парламентского большинства была отменена.
Дмитрий Орлов, Фокус