Ньюсмейкер недели. Выездное заседание Рады подогрело парламентский кризис в Украине
Переворот или заседание парламента — голосование депутатов вне стен Верховной Рады стало новым поводом для политических разборок
Парламентское большинство есть, и оно работоспособно. В этом пытались убедить депутаты от Партии регионов и коммунисты, которые покинули сессионный зал Верховной Рады, где трибуну все еще блокирует оппозиция, и провели выездное заседание в парламентском кинотеатре. Такое решение одобрили 244 народных избранника при необходимом минимуме в 226. За пару часов голосования без автоматического подсчета голосов регионалы и коммунисты рассмотрели более 20 законопроектов, распределив почти 10 млрд гривен. Часть принятых документов спикер Владимир Рыбак готов подписать и отправить на визирование президенту.
Провластные депутаты уверены: их решение было правильным, потому что парламент наконец-то смог начать работу. В оппозиции так не считают. Лидер фракции "Батькивщины" Арсений Яценюк назвал выездное заседание "путчем". По данным оппозиционеров, на собрании якобы парламентского большинства присутствовали всего 180 депутатов, то есть оно незаконно — как из-за места проведения, так и по количеству участников. И спикеру, как и всем остальным участникам, вполне могут грозить уголовные дела.
Голосование вне стен парламента — второй подобный случай в истории Украины. Десять лет назад страна уже прошла через такой раскол. Тогда часть депутатов отправилась в Украинский дом. Их альтернативная сессия была признана незаконной, но с тех пор в регламенте появилось изменение: Рада формально может проводить выездные заседания, и для этого достаточно 226 участников.
Свести счеты
Ключевые цифры выездного заседания парламента
– 244 депутата одобрили проведение сессии за пределами Верховной Рады
– 5,8 млрд грн. направлены на Министерство доходов и сборов
– 3,9 млрд грн. выделены на Государственную службу по чрезвычайным ситуациям
– 307 млн грн. – на такую сумму увеличены расходы общего и специального фонда госбюджета-2013
– 0,5% – определен размер пени, насчитываемой за каждый день задержки зарплаты, пенсии или стипендии
Источник: iportal.rada.gov.ua
Шаг и мат
О сюрпризах оппозиции, новом помещении для парламента и перевороте
Владимир Арьев, депутат от "Батькивщины"
Заседание Рады на Банковой дважды незаконно. Нарушен регламент и не была допущена оппозиция. В Украине состоялся государственный переворот — небольшая группа людей взяла на себя полномочия всей Рады. Каждого из них можно привлекать к уголовной ответственности за превышение власти. Если это повторится, регионалов и коммунистов ждет неприятный сюрприз.
Михаил Чечетов, депутат от Партии регионов
Мы могли бы разблокировать трибуну, как это было в апреле 2010 года, когда ратифицировали Харьковские соглашения и в сессионном зале завязалась драка. Но мы намеренно не делаем этого, чтобы сопли оппозиции не показывать на весь мир. Мы заботимся об имидже страны. На следующее заседание придем в Раду, но если оппозиция и дальше будет блокировать трибуну, найдем новое помещение.
Вадим Карасев, политолог
Парламентское большинство создало прецедент, и теперь депутатский корпус будет жить в режиме конфликта. Роспуск Верховной Рады не выгоден ни одной из политических сил. Поэтому согласованные темы, как вопрос о евроинтеграции, голосовать будут на Грушевского, а спорные вопросы регионалы и коммунисты могут рассматривать за стенами парламента. Оппозиция попытается апеллировать к обществу, но едва ли эти попытки увенчаются успехом. Народ не воспринимает происходящее как государственный переворот.
Без разницы
Такой парламент стране не нужен
Юрий Ганущак
Это первый симптом парламентского кризиса и последующего развала большинства.
Леонид Швец
Разве это не мечта — оказаться в парламенте без коммунистов и регионалов? Нормальные оппозиционеры завели бы людей в Раду и превратили ее в центр сопротивления.
Роман Шрайк
У регионалов и коммунистов нет большинства — только в теории. Поэтому эти фракции изобразили на Банковой "собрание депутатов", где их голоса никто считать не будет.
Владимир Ефремов
Оппозиция теперь может только сказать: "Вернитесь, пожалуйста. Мы больше не будем".