Не свергнув власть за время акции "Вставай, Украина!", оппозиция перевела объявленную ими "революцию" в вялотекущую форму
Украина не восстала. Главная причина — электорат оппозиционных лидеров не получил ответы на самые важные вопросы: кто будет единым кандидатом от оппозиции на президентских выборах и выборах мэра Киева и какой план действий по борьбе с властью предлагается народу.
Теперь без Юли
Объявление единого кандидата, которого и двинет оппозиция на президентские выборы 2015 года, имело бы больший мобилизующий эффект, чем все революционные мероприятия, вместе взятые. Прежде всего потому, что наконец-то был бы получен ответ на главный для значительной части протестного электората вопрос: за кого выходить? В условиях слаженной агитационной и медийной кампании "Батькивщины", УДАРа и "Свободы" такой кандидат, независимо от его фамилии, получил бы абсолютное большинство голосов оппозиционного электората.
Единым кандидатом от оппозиции на выборах могла бы стать Юлия Тимошенко, уже давно предложенная на эту роль партиями – участниками Объединенной оппозиции. Хотя ее участие в выборах весьма сомнительно, нынешние лидеры ОО, очевидно, вплоть до начала официальной президентской кампании будут настаивать, что другого кандидата у них нет. Точь-в-точь как на последних парламентских выборах, когда Юлия Тимошенко была выдвинута первым номером списка, но, естественно, не была зарегистрирована Центризбиркомом.
Тем временем отношения экс-премьера с находящимися на воле соратниками ухудшаются. Последняя акция оппозиции (18 мая в Киеве) обошлась без традиционного на таких мероприятиях приветствия Юлии Владимировны в форме аудио/видеообращения или просто поздравительного письма. По информации Фокуса, к Тимошенко обратились с просьбой поприветствовать участников акции — она отказалась. Более того, экс-премьер несколько раз отказывалась встречаться с прибывшими навестить ее в харьковской больнице соратниками, так как подозревает последних в неискренней борьбе за ее освобождение.
В любом случае, если лидеры оппозиции так и не выдвинут единого кандидата, им не помогут ни относительно высокие личные рейтинги, ни поддержка крупного капитала. Как показала акция 18 мая и принятая на ней резолюция, таких планов нет, несмотря на данные обещания. Согласия нет даже в вопросе даты, когда единый кандидат может быть объявлен. По словам Кличко, это может случиться весной следующего года. Подобное произойдет только с началом избирательной кампании, считает Александр Турчинов.
В принятой же резолюции и вовсе говорится о том, что имя единого кандидата будет озвучено перед вторым туром выборов — оставшиеся за бортом обязуются поддержать оппозиционера, который туда пройдет. Опыт предыдущих президентских выборов доказывает невысокую эффективность такого пути, так как за три недели, разделяющие первый и второй туры, убедить избирателей проигравшего кандидата проголосовать за его соперника, пусть даже из того же политического лагеря, просто не хватает времени и ресурсов.
Если же выборы будут однотуровыми (а вроде бы именно этого теперь хотят на Банковой), оппозиция обещает согласовать единого кандидата с самого начала. Однако, чтобы обогнать действующего президента, чей рейтинг держится на все еще приличном уровне (16% по вышеупомянутому исследованию GfK), готовиться к этому надо начинать как можно раньше: ярых фанатов Олега Тягнибока придется долго агитировать отдать голоса за Виталия Кличко, а убежденных сторонников Арсения Яценюка — за лидера "Свободы", и так далее.
Киевский фронт
Выборы в Киеве важны не только для столичных жителей, но и для остальных избирателей — слаженная работа оппозиции и уверенность в победе продемонстрировали бы их единство не на словах, а на деле. В свою очередь, сами оппозиционеры получили бы отличный опыт координации усилий, особенно важный перед 2015 годом. О значении столицы в случае послевыборных массовых протестов тоже важно не забывать. Немалый вклад в успех оранжевой революции 2004 года внес тогдашний мэр Киева Александр Омельченко, фактически вставший на сторону протестующих, разрешив ставить палатки на Майдане, организовывать питание тысяч людей, пуская митингующих греться в мэрию и так далее.
Но перспективы столичных выборов не менее туманны, чем выборов президентских. Непонятно, состоятся ли они вообще и в каком формате. По последней информации, выборы в Киевсовет будут отложены до 2015-го. А градоначальника киевляне якобы будут выбирать 18 августа этого года, то есть в пик политического затишья, когда активные студенчество и офисный планктон разъедутся на каникулы и в отпуска, в то время, как "бабушки Черновецкого" останутся в столице. Так можно будет обеспечить хороший результат провластному кандидату, а возможные фальсификации не получат резонанса и не приведут к акциям протеста.
По убеждению оппозиционеров, единый согласованный кандидат от оппозиции уверенно побеждает любого ставленника власти. Подтверждают это и соцопросы. Так, по данным апрельского исследования Центра Разумкова, Виталий Кличко станет мэром, даже если от "Батькивщины" одновременно будет баллотироваться Петр Порошенко (35,8% против 18% у Александра Попова и 14,6% у Порошенко). Если же единым кандидатом от оппозиции станет Петр Порошенко, то он также становится лидером мэрской гонки (24,4% против ближайшего преследователя Попова с 18,8%).
Но вероятность баллотирования на мэрский пост Виталия Кличко стремится к нулю — растущий президентский рейтинг тому доказательство. Таким образом, "по старшинству" право называть своего кандидата переходит к "Батькивщине". По информации Фокуса, главными претендентами здесь называют Петра Порошенко и Николая Томенко. Остальные, ранее упоминаемые в этой связи, — Александра Кужель, Вячеслав Кириленко, Владимир Бондаренко, Юрий Одарченко и другие — от своих амбиций якобы уже отказались. Говорят, что кандидатуру Порошенко поддерживает "фронтовая" часть "Батькивщины" во главе с самим Арсением Яценюком и его правой рукой Николаем Мартыненко, а за Николая Томенко выступают "старые бютовцы" и непосредственно субъект выдвижения — Киевская горорганизация "Батькивщины".
Противостояние между двумя этими группами — один из разрезов общего конфликта "Батькивщины" с их нынешними партнерами из "Фронта змин". Конфликт выплеснулся на публику недавно, когда часть "старых бютовцев" потребовала исключить из фракции нескольких депутатов, прошедших по квоте Яценюка и не голосовавших за отставку правительства. Их инициатива провалилась — теперь исключение может грозить уже самим зачинщикам бунта. В итоге от "Батькивщины" на выборы могут пойти два кандидата.
Нет плана
Но главная претензия даже не отсутствие фамилий единых кандидатов. Оппозиция так и не объяснила, как собирается побеждать власть. На протяжении всей акции лидеры оппозиции ограничивались лишь лозунгами ("При власти — бандиты", "Янукович — главный коррупционер", "Юля сидит незаконно" и т. д.). Из перечня заявленных требований — от отмены пенсионной реформы до досрочных президентских выборов — ни один пункт выполнен не был. Да и сами требования менялись по ситуации. Так, на предыдущей акции в Киеве, 7 апреля, оппозиция приняла резолюцию о восьми пунктах, где, в частности, говорилось об отставке правительства, отмене принятых на выездном заседании ВР законов и т. д. На акции 18 мая об этой резолюции уже никто и не вспоминал.
Среди бонусов, перепавших оппозиции от акции "Вставай, Украина!", можно выделить постоянный информповод, гарантирующий попадание в СМИ. Кроме того, стало ясно, что оппозиция все-таки может действовать сообща на протяжении довольно долгого времени. Ну и самое главное — избиратель увидел, что власть если и не боится массовых акций протеста, то, как минимум, опасается. Попытки не пропустить в Киев оппозиционных активистов, карикатурный "антифашистский марш" и, наконец, избиение журналистов нанятыми боевиками показывают не силу и мудрость, а скорее грубость и ограниченность представителей власти.
Киевская акция оставила ощущение недосказанности. Прозвучали лишь призывы собраться на новый митинг в День независимости и провести "Вставай, Украина!" на Донбассе. Что собирается делать оппозиция в парламенте за оставшиеся до летних каникул пленарные дни, не сообщили. Что делать народу в ожидании акции 24 августа — неизвестно.
Мирослав Криницкий, Фокус