Разделы
Материалы

"Тимошенко – не Берия!"

Экс-министр экономики Сергей Терехин знает  IQ лидера БЮТ и говорит «ты» Президенту. Об этом, а еще о том, почему невозможен оранжевый мегаблок, а также о героях Достоевского в политике  он рассказал Фокусу

Сергей Терехин
Родился 29 сентября 1963 г. в Киеве.
В 1986 г. закончил факультет международных отношений и международного права киевского университета.
Первое место работы — экономист в Октябрьском райисполкоме столицы.
1988-1991 гг. — помощник председателя правления, председатель службы банковского маркетинга Украинского республиканского банка Внешэкономбанка СССР.
1991-1992 гг. — начальник валютно-финансового отдела в Министерстве внешних экономических связей Украины.
1992-1993 гг. — заместитель министра экономики Украины в правительстве премьер-министра Леонида Кучмы.
В 1997 г. вместе с Виктором Пинзеником основывает партию "Реформы и порядок".
Февраль-сентябрь 2005 г. —
министр экономики в правительстве Юлии Тимошенко.
Народный депутат Украины II, III, IV созывов.
С мая 2006 г. — народный депутат ВР V-го созыва от Блока Юлии
Тимошенко
Женат, есть сын Кирилл.
Увлечения: гольф и преферанс.

— Сергей Анатольевич, вас не часто слышно, в сравнении в другими членами БЮТ. Не хотите участвовать в информационной войне? Или в чем-то не согласны сейчас с линией блока?
— Согласен ли я с линией блока? Вопрос советский, вроде "идете вы по линии ЦК КПСС?". Ну да ладно. Дело в том, что специфика моей работы заключается в том, что я пишу законы, провожу круглые столы, занимаюсь экономикой – в первую очередь. Иногда позволяю себе, конечно, эпатажные какие-то комментарии давать в политической сфере, но это, скорее, ерничанье. Чтобы было понятно — в 1996-м, когда писалась Конституция (оригинальная, а не та, что сегодня существует), я провел около двух месяцев в Конституционной комиссии как эксперт по экономическим вопросам. И был очень счастлив, что 9 статей Конституции в итоге списаны с того, что было на моем компьютере. А политик из меня плохой.

— А каким должен быть хороший?

— Для того чтоб быть политиком, необходимо немножко глубже понимать, чем я понимаю, юриспруденцию. А вообще когда-то — это было в 1996-м году — мне один коммунист с трибуны Верховной Рады сделал огромный комплимент. "Глядите, сказал он, нас хотят прижать руховцы. А вы на них не обращайте внимания. Надо обращать внимание на таких негодяев, как Терехин. Потому что он тихо, с умным видом, подает законы экономического характера, которые рушат наш строй". Да, в моей деятельности есть пауза. После отставки Тимошенко в парламенте невозможно было работать. И потом — все готовились к выборам. С сентября 2005 г. мой личный КПД сильно упал. Так как единственная площадка, где я смог бы его реализовать — Верховная Рада. Вот и жду!

— Вы, по примеру остальных БЮТовцев, написали заявление о сдаче мандата?

— Да.

— У вас это не вызвало никаких сомнений?

— Слушайте, я никогда не чувствовал более неудобной моральной, этической атмосферы, чем в этом созыве парламента.

— На ваш взгляд, БЮТ в ситуации с роспуском парламента получил, чего хотел? А лично Тимошенко Юлия Владимировна?

— Погодите, в вашем вопросе подоплека: мол Тимошенко хочет быть премьером, президентом, председателем ООН, получить Нобелевскую премию или что-то в этом духе… Все об этом говорят сейчас. Ерунда полная!

— Не хочет, значит?

— Я психоаналитик, что ли? По опыту 2005 г. чувствую, что эта женщина из серии героев Достоевского, которые ставят перед собой вроде бы несбыточные мечты, а потом с надрывом их достигают.

Знаете, за последние два года были для страны два больших шока. Немотивированная сентябрьская отставка правительства Тимошенко (мотивированная, вернее, но эмоцией, а не рациональностью), и предательство товарища Мороза. У меня мама — главный источник информации. Она живет в Голосеевском районе Киева, где я был 8 лет депутатом. Мама общается с ровесницами, и главная идея какая у бабушек: что вот проголосовали, а потом ощущение, что всех предали. Я понимаю, что будет личная трагедия (для Тимошенко – Фокус) если после выборов опять Партия регионов и компания выиграет. Но это, по крайней мере, покажет предпочтения народа. И не будет таких моральных уродов — напишите это, пожалуйста! — как Мороз.

— А вы ему лично подобное говорили когда-нибудь, или только через прессу?
— Я с ним не разговаривал с тех пор, как это все случилось. Последний разговор был приблизительно за месяц до принятия им решения о переходе в ту коалицию. Вот и все. Не хочу с ним разговаривать. Мягко говоря, неприятно.

— БЮТ, на ваш взгляд, сейчас действует в поддержку Президента, или сам за себя?

— Вопрос глупый, извините.

— Сформулируйте умнее.

— Понимаете, вы задаете вопросы из морально-этической сферы. Вот смотрите, какова логика действий Януковича за последние 8 месяцев, если говорить об экономике: после трех официальных миллиардеров в прошлом году, в этом у нас их, по "Форбсу", — уже десять! А сколько нелегальных — бог их знает. При этом на 13,6% уменьшилась реальная заработная плата — способность человека получать что-то в булках — то есть не в денежном, а в хлебном выражении. Что-то вроде знаменитого "индекса гамбургера".

В экономике это правительство действует по правилам — чем больше зарабатывает богатый — тем лучше. Чем меньше социальные выплаты — тем лучше. Помните, какая дискуссия была по поводу минимальной зарплаты во время принятия бюджета? По одной причине: если вдруг поднимается "минималка" по всей стране, то тогда — металлургический завод, скажем, обязан поднять тарифные ставки своим сталеварам. А цена-то его продукции на мировом рынке не меняется. Поэтому растут издержки. А если растут издержки — это менее выгодно собственникам, значит — меньше миллиардеров будет на душу населения. Вот они — мотивации Януковича в материальной сфере.

— И все-таки ответ на "глупый" вопрос – БЮТ действует в поддержку Президента или нет – у вас есть?

— Слушайте, я вам десять минут монолог зачем читал? Что значит – за или против Президента? Мы в монархии, что ли, живем? Вы за царя или против? Не понимаю…

— Хорошо. Перейдем к недавно составленному избирательному списку БЮТ. В письменном виде его нигде нет, есть тот, что успели на слух записать журналисты "Украинской правды". И вас там нет. Это ошибка?

— Да.

— Вы есть?
— (Смеется)

— А в какой десятке?

— Во второй или третей, не помню точно. Дело в том, что меня это мало интересует.

— Ну, вы же сами говорите, что вам надо работать в Раде…

— Меня не интересует тасование на одно, два, три, пять мест. А почему так вышло — на прошлых выборах БЮТ ведь состоял из двух партий. В этот раз — из трех. Я очень рад, кстати, что теперь с нами ПРП, которую я, в свое время, создавал и "фыркнул" только после ее странного решения на прошлых выборах — заняться боксом (намек на блок "Пора-ПРП", первым номером в который вошел Виталий Кличко — Фокус). Это удивительные интеллигентные люди, с огромными знаниями. И понятно, если в блок приходит третий субъект, остальным приходится подвинуться.

— Почему новые списки БЮТ мало отличаются от старых — создалось впечатление, что Тимошенко вовсе не стала капитально чистить их от потенциальных перебежчиков?

— Слушайте, а вы что думаете, что Юлия Владимировна — этакий Берия, что ли? Который чистит, принимает единолично решения? Откуда такие мнения?

— Таков ее образ
.
— Давайте отвечу вам так. Тимошенко — женщина с уровнем IQ, которому должны завидовать многие политики-мужчины. Я просто к тому, что автократ не может иметь большую степень развития ума, поскольку автократ опирается на силу своей камарильи. Тимошенко же опирается на силу своего разума. Поэтому то, что было сделано, то, как список выглядит сейчас — это оценка (не только ее, а коллективная) той работы, которая за год была сделана депутатами.

— Как вам кажется, заявление Президента о возможности переноса выборов — это шаг к отступлению от первоначального его решения?

— Это хорошее тактическое решение. По крайней мере, могу сказать, когда юристы советовали Президенту издать этот указ, они подошли позитивистски к трактовке норм Конституции и законов. В Конституции было написано 60 дней — вот и поставили 60 дней, и абсолютно забыли о том, что существует другая статья, по которой Президент сам назначает дату выборов. Конечно, справедлива критика коалиции, которая возмущается: как так — через день после издания указа необходимо было закрыть все списки участников избирательных комиссий!? Технически это действительно было сложно очень сделать. Я могу вам сказать, как это у нас делалось — мы не спали сутки. Так что необходимо переносить выборы, это один из шагов по достижению какого-то компромисса. Но не надолго!

— Возможно ли, что Президент изначально распустил Раду только для того, чтобы сделать антикризисную коалицию сговорчивее?

— Ой, слушайте, вы так не любите, видно, Ющенко!

— Отчего же, мы просто пытаемся понять, что происходит.

— (Категорично) Нет, не любите! Так вот, неужели Президент — такая падлюка, что все это затеял из-за того, что у него рейтинг упал, что он хочет дожить до конца своей каденции, построив несколько "мистецьких арсеналiв", и иметь возможность пойти в Президенты во второй раз? Так вот, я считаю, что нет. Могу откровенно сказать: я с Ющенко 18 лет на "ты". Чтоб было понятно. Мы друг друга достаточно хорошо знаем.

— И не сомневаетесь в нем?

— Я достаточно знаю его слабые стороны. Но сильных сторон больше. По крайней мере, я бы мечтал, чтоб у меня была такая любовь к своей малой родине, как у него. Я думаю, он не спонтанно действовал, а давно спланировал роспуск парламента, готовился и выжидал. И сказал свое слово. И правильно сделал!

— Будет ли оппозиционный мега­блок?

— Нет.

— Кто его не хочет? БЮТ или "нашеукраинцы"?

— Никто не хочет. Вот я отвечаю за Голосеевский район Киева. На моих встречах с людьми одни любят Ющенко. Другие не любят Ющенко. Третьи любят Тимошенко. Четвертые любят Ющенко и Тимошенко...

— И последних, видимо, меньшинство, иначе вы бы все-таки создали блок...

— Я не социолог и не знаю, как ответить на этот вопрос. Но должна быть инвариантность. Вы приходите в политмагазин и выбираете, что вам лучше. Меньшая цена — большее качество, разный ассортимент. Выбирайте сами….