С 30 января кресло министра иностранных дел вакантно. После двух последних месяцев работы в условиях «перекрытого кислорода» Борис Тарасюк подал в отставку. Впрочем, он сам склонен считать, что уход с должности главы внешнеполитического ведомства в его карьере не точка, а всего лишь многоточие
Борис Тарасюк
1 января 19491975 г.С 1991 г.1995-1998 гг.1998-2000 гг.2000-2005 гг.С 2003 г.С февраля 2005-го по январь 2007-го— Борис Иванович, причины вашей отставки и ее информационный повод понятны — 30 января Шевченковский суд не смог рассмотреть дело. Но почему вы не ушли неделей раньше или неделей позже?
— Понимаете, я возлагал большие надежды на то, что 30 января суд примет решение. И это внесло бы некую определенность в ситуацию. К сожалению, этого не произошло, и от возникшей неопределенности, борьбы за статус страдают интересы украинской дипломатии и украинского государства. Поэтому, осознавая свою ответственность, принял решение: если я являюсь этой проблемой, я ее разрешу.
— В день своего увольнения вы встречались с Президентом. Какую он дал оценку вашей деятельности на посту министра иностранных дел?
— Я никогда не слышал от Президента критики ни министерства иностранных дел, ни моей работы лично. Но, к сожалению, некоторые члены правительства не позволяли мне выполнять мои функции, и это создавало невыносимую атмосферу для меня самого и для ведомства. Я хочу вам сказать, что я министр в пятом правительстве, и такого давления ранее никогда не ощущал.
— Почему Виктор Ющенко не помог разрешить ситуацию в вашу пользу? Почему он не защитил вас?
— Президент говорил с премьер-министром, но это не срабатывало. Другая сторона не прислушивается к нему или не хочет слушать, действует в обход Конституции… Что в этой ситуации может сделать Ющенко?
— Все это время велись переговоры о том, кто возглавит МИД после Тарасюка. И, как стало известно, вы сами порекомендовали Владимира Огрызко, Александра Чалого и Константина Грищенко…
— Нет, я такого не говорил. Во время интервью на "5-м канале" меня спросили, называл ли я кого-нибудь из этих троих — я сказал "да". Я предложил Президенту свои кандидатуры — их было 4-5.
— Можете назвать их имена?
— Нет.
— Кто из перечисленных дипломатов имеет самые высокие шансы на представление в парламенте?
— Поживем — увидим. Это будет зависеть от Президента и от его договоренностей с премьер-министром и правящей коалицией.
— В любом случае, независимо от имени, этот человек будет лоялен к политике, проводимой Кабмином. Как в связи с этим изменятся внешнеполитические векторы?
— Во-первых, я хочу напомнить, что по Конституции Президент имеет исключительное право осуществлять внешнеполитическую деятельность. Это, в частности, выражается в его праве выдвигать кандидатуру на должность главы МИДа. Поэтому мы должны, избегая слов "лояльность" и "нелояльность", исходить из того, что министр иностранных дел, прежде всего, должен соответствовать требованиям Президента, а потом уже коалиции.
— Значит, стратегической целью останется европейская интеграция, и вступление в ЕЭП или другие организации такого плана рассматриваться не будет?
— Верховная Рада принимает основы внешней политики. Правительство их реализует, а Президент осуществляет руководство внешнеполитической деятельностью. Исходя из этого, я имею основания утверждать, что внешнеполитический курс Украины, который определяет Президент, останется неизменным.
— Пытались ли вы критически оценить работу ведомства за последние два года? Может, причиной устранения вас от руководства МИДом были какие-то ошибки?
— Ни Президент, ни премьер никогда не выдвигали против меня обвинений в упущениях в сфере внешней политики. Другое дело, что наши политические оппоненты упрекали меня в срыве встречи Виктора Януковича с генсеком Совета Европы. Но это абсолютно безосновательно. У меня не было никакого злого умысла. В то время я проводил встречи с двумя зарубежными визитерами уровня министра иностранных дел. И, конечно же, я не изучал, насколько эти две программы стыкуются. Это дело протокольных служб МИДа и Кабмина. Здесь моей вины нет, тем более я не давал никаких указаний устраивать козни премьеру.
— В каком состоянии ведомство переходит к вашему преемнику? Согласно информации официального сайта МИДа, Украина не имеет послов в 35 странах из 118.
— Это неправда. Во-первых, послов у нас 80.
— Да, может быть один посол на несколько стран…
— У нас нет послов не больше чем в десяти странах. И это связано с тем, что, с одной стороны, посол завершает свою деятельность и возвращается домой, а с другой стороны, нет адекватной кандидатуры для его замены. Это серьезная работа, которая требует знания языка страны, определенного уровня, опыта… Молодого человека не направишь послом. И эти факторы иногда объективно создают проблему с заполнением всех вакансий. Но в любом случае — есть министр или нет министра, внешнеполитическое ведомство работает. Есть посол или нет посла — посольство работает. И если подобная структура всецело зависит от руководителя — значит он не управленец. Посольство — это организм, в котором каждый имеет свое задание и свои функции, и выполняет их при тесной координации МИДа. Поэтому говорить, что отсутствие посла — это недостаток работы того или иного министра, неправильно.
— Как вы заявили ранее, вы собираетесь сфокусироваться на партийной деятельности, на "слиянии" с УНП. Что уже сделано в этом направлении? Пока мы наблюдаем воплощение этого слияния в виде эфемерных декабрьских договоренностей с Костенко и брака сына Юрия Костенко с вашей дочкой...
— Я не только сконцентрируюсь на политической деятельности в качестве главы НРУ, но и буду продолжать активно заниматься международными делами. У меня остались широкие связи, авторитет, и уже сегодня я имею около десятка предложений читать лекции в зарубежных университетах, приглашения на международные конференции. Если говорить о наших партийных делах, то в среде и НРУ, и УНП существует необходимость объединения двух партий, чтобы возобновить мощь былого Руха. В прошлом месяце мы с Юрием Костенко приняли решение восстановить организационное единство двух партий, очертили общую стратегию, которой мы будем руководствоваться в нашей совместной деятельности. Нам надо помочь нашим партийным организациям сотрудничать,— вот основное задание, которое мы ставим на данном этапе.
— Рассматривали ли вы объединение в более крупных масштабах? Скажем, в формате конфедерации "Европейская Украина"?
— Что касается более крупного слияния, то если мы выполним задание первого этапа — будем идти дальше. И, возможно, до объединения. А конфедерация "Европейская Украина" — это вторичное задание. В любом случае решение будет приниматься обеими сторонами — НРУ и УНП. И если одна из партий не согласна войти в какое-то образование, то другая туда тоже не пойдет.
— У вас сейчас, наверное, появилось больше свободного времени для себя, для семьи. Перед новым годом ваша мама в одной из телепередач сказала, что приготовила вам подарок на день рождения и что очень ждет вас в гости. Вы к ней собираетесь?
— Да, я был у мамы.
— А что она вам подарила?
— Это сугубо личное. Я был у мамы и всегда, когда есть возможность, стараюсь навестить ее. Ей в этом году будет уже 86 лет. Она очень переживает обо мне, о том, как у меня идут дела. Увидев весь этот беспредел, который чинился против меня, она посоветовала мне пойти в отставку. Мама для меня очень дорогой человек, и я желаю ей доброго здоровья и долгих лет жизни.