Золотой ключик. Семь главных вопросов о помиловании Тимошенко
7 главных вопросов и ответов в деле помилования экс-премьера Юлии Тимошенко
Всю прошлую неделю страна ждала освобождения экс-премьера Юлии Тимошенко. Тому были веские причины — экс-премьер согласилась лечиться за границей, а главы специальной миссии Европарламента Пэт Кокс (в прошлом руководитель Европарламента) и Александр Квасьневский (экс-президент Польши) передали Виктору Януковичу ходатайство о ее помиловании. Фокус попытался разобраться, почему это произошло именно сейчас и как это событие повлияет на будущее государства.
1. Что написала Тимошенко и что передали Януковичу
О ходатайстве, которое Кокс и Квасьневский передали Януковичу, информации мало — миссионеры с журналистами не общаются. Сергей Власенко, защитник экс-премьера, в разговоре с Фокусом объяснил, что Юлия Тимошенко ходатайства не писала. Он не знает, что точно было в письме и какую аргументацию использовали главы миссии. Кокс и Квасьневский сами подписали просьбу помиловать Юлию Владимировну, без прямого участия заключенной. Но, вероятно, с ее согласия.
Подтверждение тому — синхронное заявление Тимошенко. В тот же день, примерно через час после информации о ходатайстве, появилось обращение экс-премьера. "Ради судьбоносного договора с ЕС я принимаю предложение о лечении в Германии" — так оно начинается. Дальше Тимошенко рассказывает о том, что главы миссии Европарламента предложили ей выехать на лечение в Германию и она согласилась. Но тут же обещает, что не будет просить политического убежища за границей. "Я боролась, борюсь и буду бороться за свою полную правовую реабилитацию, снятие с меня всех абсурдных, от а до я сфальсифицированных обвинений, за возвращение к полноценной политической жизни", — говорится далее.
Ясно, что Тимошенко не только не раскаивается — а это главное условие помилования, — она прямо говорит о планах вернуться в большую политику.
Похоже, что Кокс и Квасьневский разыграли многоходовку, где есть место принципам и Юлии Тимошенко, и Виктора Януковича. Недаром оба этих европейских политика считаются мастерами компромиссных решений.
2. Возможно ли помилование Тимошенко при таких обстоятельствах
Формально — нет. Украинское законодательство предоставляет возможность обращаться с просьбой о помиловании самому заключенному или его родственникам. Но есть прецедент: весной 2013-го после прошения Уполномоченного ВР по правам человека Валерии Лутковской был помилован Юрий Луценко. Тогда омбудсмен фактически нарушила процедуру и лично попросила освободить экс-министра внутренних дел, нуждавшегося в оперативном лечении. Логично предположить, что если подобное удалось Лутковской, то это должно получиться у Кокса с Квасьневским.
В тоже время, с юридической точки зрения, для того чтобы быть помилованным, заключенный должен отсидеть не менее половины срока. В случае Юлии Владимировны — три года и шесть месяцев из семи, данных судом. Прошло только два. Но в указе о процедуре помилования, подписанном Виктором Януковичем в 2010 году, есть пункт, в котором сказано, что некоторых заключенных можно помиловать, даже если они не отсидели половины срока. В частности, если есть "обстоятельства, требующие особого гуманного отношения". Конечно, это оценочное суждение, которое можно поворачивать и так и эдак. В зависимости от политической конъюнктуры "гуманное отношение" можно применить и к экс-премьеру.
Если будет политическая воля, свобода Тимошенко — дело техники. А такая политическая воля, уверен экс-министр иностранных дел Владимир Огрызко, есть. В разговоре с Фокусом он отметил, что "правовой акт — это реализация воли, соответственно, если воля есть, то можно найти решение". Особенно после ходатайства Кокса и Квасьневского, которое, с одной стороны, в деле помилования развязало руки Януковичу, а с другой — переложило на него ответственность за будущее соглашения об ассоциации.
3. Почему прошение о помиловании Тимошенко появилось именно сейчас
Катализатор "дела Тимошенко" — Вильнюсский саммит и миссия Европарламента под руководством Кокса и Квасьневского. В соответствии с заключением евродепутаты будут решать — подписывать с Украиной соглашение об ассоциации или нет. Доклад миссии запланирован на 15 ноября. До того времени Янукович должен решить "вопрос Тимошенко". Если до 15 ноября экс-премьер не окажется на свободе, Кокс и Квасьневский не смогут дать позитивные рекомендации Европарламенту. А это значит, что евродепутаты, опирающиеся на мнение глав миссии, вряд ли поддержат соглашение об ассоциации, подписание которого ожидается в ноябре на Вильнюсском саммите.
4. Сможет ли Тимошенко принимать участие в президентских выборах 2015 года
И да и нет. Если экс-премьер будет освобождена, она может принимать участие в предвыборной гонке. Так считает большинство экспертов. Сергей Власенко, комментируя этот вопрос Фокусу, апеллирует к Конституции Украины, где в статье 103 перечисляется пять главных условий для кандидата на пост главы государства: гражданство Украины, не менее 35 лет, наличие права голоса, знание украинского языка и проживание в течение 10 лет перед выборами на территории Украины.
Конституция — это нормативный акт высшей юридической силы. Но есть также и Закон "О выборах президента", где в пункте 4 статьи 9 указано, что личности, судимость которых не погашена и не снята в установленном законом порядке, не могут быть кандидатами на пост главы государства. То есть даже после выхода на свободу Тимошенко должна пройти процедуру "погашения судимости", чтобы суд снял с нее статус осужденной. Но это процедура не одного дня, которую экс-премьер вряд ли успеет пройти до 2015 года.
Власенко утверждает, что эта норма не соответствует Основному Закону. "В случае если закон не соответствует Конституции, не нужно ходить в Конституционный суд. Эта норма попросту не используется. Согласно Конституции для Юлии Тимошенко нет никаких ограничений для участия в выборах", — говорит Сергей Власенко.
5. Что будет, если Тимошенко поедет на лечение в Германию
Поведение Тимошенко за границей зависит от юридических условий пребывания в Европе. Из ее заявления ясно, что к тихой жизни политического эмигранта она не готова. Один из вариантов помилования экс-премьера — лечебные каникулы. Исполнение наказания при таком сценарии приостанавливается на период лечения и при условии возвращения в колонию. В этом случае Тимошенко окажется перед сложным выбором. Вернуться в Украину, то есть в тюрьму, в конце 2014 года, на пике предвыборной кампании, и вновь оказаться политическим игроком, спрятанным за решетку. Или остаться на "вечном лечении" в Берлине и заниматься политикой по сценарию российских олигархов в эмиграции, что, например, пытался делать покойный Борис Березовский.
Оба варианта рискованны. В первом случае сложно предвидеть, кто победит на выборах 2015 года. Если это будет Виктор Янукович, тогда Тимошенко рискует отсидеть полный срок, а возможно, и не один. Второй вариант не веселее. В книге Юлиана Семенова "Семнадцать мгновений весны" радистка Кэт рожала в берлинской клинике "Шарите". Там же планируют лечить и Юлию Тимошенко. И если она надолго останется в этой больнице, рискует превратиться в "радистку", которая передает на родину много шифровок и писем, но реального влияния уже не имеет.
6. Почему Европу волнует заключение Тимошенко
Карл Бильдт, экс-премьер Швеции, сказал, что ключ к подписанию соглашения об ассоциации Украины с ЕС находится в камере Тимошенко. Слова Бильдта отобразились в "списке Фюле" — одиннадцати требованиях к Украине со стороны ЕС, которые в феврале 2013-го передал премьеру Николаю Азарову европейский комиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Штефан Фюле. Главным требованием в нем было "устранить проблему политически мотивированных приговоров", что, переводя на обычный язык, означает: выпустить политических заключенных. В итоге в начале апреля был помилован экс-министр Юрий Луценко.
Прошло больше полугода, европейцы согласились поступиться многими требованиями, но "вопрос Тимошенко" остается принципиальным. И хотя от некоторых дипломатов из ЕС можно услышать, что они уже готовы пожертвовать экс-премьером, только бы не рисковать европейским вектором Украины, публично эти идеи не озвучиваются.
В мае 2014 года пройдут выборы в Европарламент, и избиратели, например, польские или литовские, спросят у своих депутатов: а как вы подписали ассоциацию со страной, где есть политзаключенные? Для нас это удивительно, а для стран с верховенством права — важная часть избирательной кампании.
7. Почему Янукович стоит перед сложным выбором
После того, как политтехнологи Януковича поняли, что выборы он может выиграть только как проевропейский президент, подписание соглашения об ассоциации стало главной тактической задачей власти на этот год. А Тимошенко — главная преграда на пути к выполнению этой задачи.
Для Януковича выпустить Тимошенко означает вернуть серьезного конкурента на пороге выборов. Не выпустить — поставить под сомнение всю предвыборную стратегию. Параллельно c евроинтеграционным планом началась реализация запасного сценария, согласно которому в случае провала подписания соглашения об ассоциации виноватой "назначат" Тимошенко. Все упреки в продолжении политического преследования конкурента президент парировал заявлениями о том, что экс-премьер сама не хочет помилования. Мол, спрятала ключ от Европы как гарантию собственной безопасности назло всей Украине. Теперь Янукович лишен таких аргументов.
Тимошенко сыграла на опережение. Ходатайство со стороны Кокса и Квасьневского и ее согласие лечиться в Германии — это и есть ключик от Европы, который теперь в руках Януковича. Только ему решать, откроются ли двери Европы и Качановской колонии.
Юрий Опока, Фокус