Разделы
Материалы

Приказано сидеть. Шансы Тимошенко на лечение за границей резко снижаются

Шансы экс-премьера Юлии Тимошенко выехать на лечение в немецкую клинику резко снижаются. Еще никогда соглашение об ассоциации Украины с Евросоюзом не было так близко к провалу

Виктор Янукович, похоже, решил оставить Юлию Тимошенко за решеткой. 4 ноября Министерство доходов и сборов инициировало судебные процессы в США и Швейцарии по делу о хищении более $200 млн, к которому, по версии украинской власти, были причастны Юлия Тимошенко и бывший премьер-министр Павел Лазаренко.

Вероятно, украинская власть говорит о средствах, арестованных на счетах Лазаренко еще в 2004 году. Но попытка как-то привязать к этим деньгам Юлию Тимошенко вряд ли будет успешной. Согласно многочисленным исследованиям украинских СМИ, Тимошенко вообще не фигурирует как сообщник Лазаренко в вынесенных против него решениях американских и швейцарских судов, о сумме в двести с лишним миллионов долларов в судебных вердиктах тоже не говорится. Американское правосудие уже почти десять лет расследует происхождение этих денег — и также не доказало, что Тимошенко имеет к ним какое-то отношение.

Но задача вернуть в бюджет "деньги Лазаренко — Тимошенко" точно не является главной для власти. Основная, а по сути единственная цель новых обвинений в адрес Тимошенко — использовать их как аргумент в торгах с Евросоюзом. Показать Брюсселю, что выпустить Тимошенко на лечение за рубеж сейчас нет никакой возможности. Для украинского обывателя начал тиражироваться другой месседж: Тимошенко будет сидеть за решеткой, пока власть не выбьет из нее все долги, чтобы потратить их на зарплаты и пенсии. Некогда популярная у противников Тимошенко присказка о "Юльке-воровке" обрела вторую жизнь.

Общее настроение в лагере власти предельно ясно выразил депутат-регионал Владимир Олийнык: "С нашей стороны было бы очень странно отпустить Юлию Тимошенко к ее незаконно приобретенному и скрытому за рубежом состоянию".

Неудивительно, что процесс рассмотрения в парламенте законопроектов, которые позволили бы экс-премьеру покинуть страну, фактически остановился. Стороны пришли к тому, с чего начали: глава фракции ПР Александр Ефремов вновь заговорил о необходимости "рабочей группы", которая будет заниматься "согласованием позиций".

Но времени на совещания уже нет. 18 ноября Совет Евросоюза примет окончательное решение о том, будет ли соглашение об ассоциации с Украиной подписано на Вильнюсском саммите. Если до этого времени Тимошенко останется за решеткой, шансы на ассоциацию окажутся ничтожными.

Министр иностранных дел Польши Радос­лав Сикорский впервые публично озвучил ва­риант "Б" для европейской стороны: от­ло­жить подписание соглашения на 2014-й. Фактически это означает, что до президентских выборов в Украине никакой ассоциации не будет. Уже в мае следующего года в Европе пройдут свои выборы — в Европейский парламент, а это значит, что Украина окажется далеко не на первом месте в повестке дня Брюсселя.

Фокус расспросил глав оппозиционных партий о том, как они будут бороться за освобождение Юлии Тимошенко.

Как вы будете действовать, если вопрос Тимошенко в парламенте не успеет решиться?
Я предлагаю в принципе перестать упоминать в данном контексте парламент. Он не имеет никакого влияния на решение вопроса Тимошенко. На его решение влияет персонально президент Виктор Янукович. Мы согласились сыграть с ним в игру: он хочет широкую политическую поддержку для подписания акта, который позволит Тимошенко выехать за границу. Мы согласились на это. Но теперь на это не соглашается он.

Как выйти из этой ситуации?
Есть всего два выхода: или его фракция голосует — и он подписывает закон, или его фракция не голосует — и он не подписывает закон. В первом случае соглашение будет подписано, во втором —
нет. Вот и все.

Но какие-то методы воздействия на президента вы видите?
Все методы уже использованы.

И в парламенте, и вне парламента?
Да. Все находится в плоскости персонально Януковича. Ему четко объяснили: он подписывает закон — подписывает соглашение, получает кредиты МВФ и ЕБРР, получает ренессанс отношений между Украиной и западными партнерами. Я понимаю, что это будет иметь существенное влияние и на оппозицию, в том числе не самое положительное. Но ради судьбы страны мы на это готовы.

Власть не хочет выпускать Тимошенко или подписывать соглашение об ассоциации?
Я глубоко убежден, что они не собираются делать ни первого, ни второго.

Как оппозиция будет действовать в ближайшие дни?
Мы сделаем все возможное. Но, к большому сожалению, сегодня многое зависит от президента.

Вы можете пойти на радикальные шаги: блокирование парламента, массовые акции протеста и так далее?
Нас пытаются спровоцировать на блокирование. Мы сделаем все, чтобы законы, касающиеся освобождения Юлии Тимошенко, были приняты и подписаны, сделаем все для подписания соглашения. Но есть силы, которые этого не хотят: в парламенте, в Администрации президента.

Соглашение об ассоциации будет подписано?
Своими действиями власть показывает, что она не заинтересована в подписании соглашения. Было бы иначе — все условия Евросоюза были бы выполнены. Но давайте не будем спекулировать насчет шансов на подписание. Осталось фактически десять дней (до решения Совета ЕС. — Фокус). Подождем.

То есть власть намерена сорвать подписание соглашения
об ассоциации?

Наверху решили попытаться договориться с Европой, минуя вопрос Тимошенко. Но мы понимаем, что Европа на это не пойдет.

Какова стратегия действий оппозиции и Свободы в частности на период до 18 ноября, когда Совет Евросоюза будет определяться, подписывать ли соглашение с Украиной?
Стратегия в том, чтобы поддерживать почти все евроинтеграционные законы, которые не противоречат нашим взглядам. По вопросу Тимошенко мы занимаем позицию, которую нам предлагают наши партнеры из Батькивщины. Тимошенко —
лидер Батькивщины, поэтому выглядело бы смешно, если бы Свобода начала бегать и предлагать какие-то свои варианты решения ее вопроса. Они нам скажут: для спасения нашего лидера надо принять такой-то законопроект — мы за него проголосуем, скажут, что надо провести пикет, — проведем пикет и так далее.

Какие-то жесткие меры давления на власть оппозиция
рассматривает?

Любое блокирование парламента сейчас, к сожалению, воспринимается, в том числе и европейскими структурами, как попытка сорвать подписание соглашения. Поэтому мы пока отказались от этого действенного метода. Мы видим: партия власти не хочет подписывать соглашение, соответственно спикер Владимир Рыбак, как только возникают какие-то "волнения", сразу останавливает работу парламента. И у власти появляется повод обвинять оппозицию. К сожалению, на подобные манипуляции многие ведутся. В целом регионалы сейчас усердно ищут, на кого бы свалить свой провал в вопросе евроинтеграции. Общество же должно четко осознать одно: решится вопрос Тимошенко — ассоциация с ЕС будет, не решится — не будет ассоциации.

Милан Лелич, Фокус