Разделы
Материалы

Евромайдан: первые итоги самого масштабного митинга в Украине за 9 лет

МВД насчитало 20 тыс. митингующих за евроинтеграцию в Киеве, в России попытались преуменьшить эту цифру до нескольких тысяч, а оппозиционеры заявили о 100 тыс. человек. Может быть, истина где-то посередине, но этот митинг в любом случае стал самым масштабным со времен Оранжевой революции

Не столь важно, вышли ли на Крещатик сто тысяч сторонников евроинтеграции, пятьдесят или все двести. Сосчитать все равно невозможно, да и не нужно. В любом случае, столь масштабных протестных акций в Киеве не было ровно девять лет. Майданарбайтеры если и были, то в глаза не бросались. Даже обилие партийной символики особо никого не отпугнуло, хотя и не радовало глаз.

К такому повороту событий оппозиция оказалась не готова. Акция на Европейской площади, несмотря на многолюдность, была организована по тем же принципам, что и предыдущие, полумаргинальные оппозиционные собрания. Стандартные выступления и клише про "бандитскую власть" и "политические репрессии", стандартные призывы к отставкам и импичментам – хотя народ вышел на улицу не ради этого.

И в конце – обязательная "резолюция народного вече", текст которой сам народ услышал впервые. Но, как объявили со сцены, единогласно одобрил.

Конкретного плана действий предложено не было. "Провести мобилизацию всех партий, общественных организаций и граждан, которые выступают за евроинтеграцию", - говорится в резолюции. Но мобилизация как раз состоялась, притом рекордная, и неизвестно, когда ее удастся повторить. Привыкшие к абстрактным лозунгам оппозиционные лидеры не поняли, что от мобилизации пора переходить к конкретным действиям.

Впрочем, одну идею собравшимся все-таки подкинули: "прогуляться" по правительственному кварталу. Какой смысл идти к пустующим на выходных Верховной Раде, Кабмину и Администрации президента, никто не объяснил. Но народ массово потянулся вверх по улице Грушевского.

Очень скоро стало понятно, что мирной "прогулка" не будет. Возле здания Кабмина полетели первые дымовые шашки. Большая часть демонстрантов здесь же и остановилась, меньшая – пошла к парламенту и Администрации за лидерами оппозиции.

Многотысячная толпа без вожака и плана действий сразу нашла, чем заняться – праворадикальная молодежь начала прорываться во двор Кабмина. Первую линию обороны держали "титушки". Напора они долго не выдержали и скрылись за шеренгами "Беркута", который свил себе гнездо прямо в здании правительства.

Стычки становились все жестче, "Беркут" раз за разом получал подкрепления. Дрались дубинками, флагштоками и сломанным шлагбаумом, с обеих сторон в ход шел слезоточивый газ. Кто-то, скорее всего, "титушки", из засады бросал шумовые гранаты.

После десятка неудачных атак митингующие немного успокоились. К тому времени акцию под Кабмином, фактически, засквотировала "Свобода". Заявленная тема протеста, евроинтеграция, националистов, волновала мало. Лозунг "Украина – это Европа!" они не поддержали, зато регулярно "заряжали" не особо уместные в нынешней ситуации "Пам"ятай, чужинець, тут господар - українець!", "Комуняку на гіляку" и т.п., что пришлось не по душе остальным. Вскоре под Кабмином осталась одна "Свобода" и дружественные формирования.

На тот момент акция была раздроблена на три части: форпост на Майдане, сцена на Европейской и толпа под Кабмином. Организация хромала на обе ноги. Пока "Свобода" ставила палатки под зданием правительства, в трехстах метрах ниже по улице Юрий Луценко призывал всех прийти завтра утром. В итоге "Свободу" уговорили уйти от Кабмина к Европейской, где тоже начали организовывать палаточный городок.

Главная проблема Евромайдана обозначилась четко: неспособность политиков чувствовать настроение народа. Евроинтеграцию оппозиционные вожди подменяют выборами. В некоторых выступлениях это слово звучало в разы чаще, чем слово "Европа". Если в ближайшие дни или даже часы политическая оппозиция не проявит гибкость и умение подстраиваться, успеха на выборах им ждать не стоит. Как и украинскому народу – евроинтеграции.

Милан Лелич