Разделы
Материалы

Евромайдан: 14 главных вопросов и ответов

Милан Лелич
Фото: АР

Захват административных зданий и кровавые стычки с милицией сформировали точку невозврата

Силовой разгон студентов, а потом и избиение журналистов у Администрации президента превратили евромайдан в еврореволюцию. Отказ от подписания соглашения об ассоциации с ЕС, из-за которого народ вышел на улицы, отодвинулся на второй план. На едва ли не самых многочисленных за все годы независимости Украины акциях призывают к полной перезагрузке власти — отставке правительства, досрочным парламентским и президентским выборам. Фокус отвечает на 14 главных вопросов, волнующих общество в эти революционные дни.

1

Кому выгоден конфликт

Ответственность за силовой разгон евромайдана не взял на себя ни один представитель высших эшелонов власти. Напротив, все они единодушно выразили "глубокое сожаление о случившемся" и призвали "найти и привлечь к ответственности всех виновников". Это стало благодатной почвой для различных конспирологических теорий.

Для президента Виктора Януковича, который вроде бы менее всех заинтересован в сегодняшних событиях, подавление Майдана может стать способом еще большего усиления вертикали власти. В частности, за счет ограничения влияния тех групп и политиков, которые за последние пару недель показали свою неблагонадежность. К тому же на Майдане засветился весь гражданский актив, который мог бы составить протестное ядро во время президентских выборов в 2015 году. В случае провала революции именно этих людей могут ожидать ре-
прессии.

Высказывались гипотезы о причастности к разгону евромайдана главы Администрации президента Сергея Левочкина. А маневр с непринятой отставкой называют попыткой снять с себя ответственность. Для условной группы "РосУкрЭнерго", к которой причисляют главу АП, новый Майдан мог бы стать способом использовать народный гнев для ослабления позиций конкурирующих группировок, прежде всего "младореформаторов", к группе которых причисляют многих министров нынешнего Кабмина и старшего сына президента. Первыми под ударом должны были оказаться глава правительства Николай Азаров и министр внутренних дел Виталий Захарченко. Именно их близкий к Левочкину политолог Кость Бондаренко назвал "сакральными жертвами", которые должны быть принесены для успокоения общества.

После силового разгона евромайдана в парламентских кулуарах появилась также версия о том, что за происходящим стоит секретарь СНБО Андрей Клюев. Якобы это он в союзе с "младореформаторами" решил подставить и "слить" группу "РосУкрЭнерго". Именно своевременному появлению Клюева в стенах парламента приписывают то, что многие колеблющиеся депутаты из фракции Партии регионов не проголосовали за отставку правительства во вторник, 3 декабря.

Эскалацию конфликта можно объяснить не только рациональными факторами. По словам людей, лично знающих президента, тот временами проявляет излишнюю эмоциональность, и нападение на активистов евромайдана могло быть своеобразной местью за обструкцию, устроенную украинскому президенту западными лидерами на закрытии Вильнюсского саммита.
Единственное, что можно сказать точно, — после разгона евромайдана уровень недовольства властью резко вырос, что играет на руку оппозиции. Смогут ли оппозиционные лидеры обернуть это обстоятельство в свою пользу, станет известно после ближайших соцопросов.

2

Что теперь будет с Юлией Тимошенко

После того как евромайдан перерос в еврореволюцию, освобождение Юлии Тимошенко хотя и не снято с политической повестки дня, однако уже не столь актуально. Тем не менее многие активисты, в том числе и не принадлежащие к ярым симпатикам экс-премьера, признают, что как раз Юлия Владимировна могла бы стать настоящим лидером революционеров и нашла бы способ направить протестную энергию в нужное русло. Но после резкого охлаждения отношений с Евросоюзом власти уже нет смысла заботиться о решении "вопроса Тимошенко".
Наоборот, генпрокурор Виктор Пшонка в день окончания Вильнюсского саммита заявил, что расследование дел против экс-премьера будет продолжаться. Оппозиция выдвинула освобождение Тимошенко одним из своих первых требований к власти, но даже не настояла на рассмотрении этого вопроса в парламенте. Вероятно, трое оппозиционных лидеров хорошо представляют себе, как отразится на их личных политических карьерах выход экс-премьера на свободу, особенно во время политической смуты.

3

Перейдут ли силовики на сторону восставших

Уличное противостояние пока происходит прежде всего между оппозицией и сотрудниками правоохранительных органов (сторонники действующей власти ехать в Киев не спешат). Лозунг "оранжевой революции" "Милиция с народом!" пока не работает. До сих пор ни один отряд людей в форме не решился ослушаться приказов начальства и перейти на сторону революционеров. Показательная история случилась во время неудавшейся попытки захвата демонстрантами Украинского дома. Нескольким тысячам активистов противостоял сравнительно небольшой отряд бойцов спецподразделения "Титан", которые не имели шансов удержать здание в случае штурма. Но полуторачасовые переговоры о добровольной сдаче закончились безуспешно, титановцы остались на своих позициях, хотя народ обещал предоставить им коридор для безопасного отступления (в итоге по приказу лидеров оппозиции демонстранты отступили сами, чтобы избежать кровопролития). Сотрудники МВД видят, что власть пока не собирается их сдавать. Несмотря на нападения людей в форме на демонстрантов и журналистов, должностью за это поплатился лишь начальник столичной милиции Валерий Коряк. Причем, как свидетельствует практика, в недалеком будущем он вновь может оказаться на руководящих должностях в системе МВД.

4

Что делают олигархи

Переход главных олигархов страны в оппозицию к президенту наряду с давлением улицы мог бы обеспечить бескровную смену власти. Сразу после разгона евромайдана были основания рассчитывать на этот вариант. Телеканалы Игоря Коломойского, Рината Ахметова и Виктора Пинчука объективно освещали события на улицах Киева, рассказывая о бессмысленной агрессии милиционеров и протестной активности людей. Принадлежащий Сергею Левочкину и Дмитрию Фирташу телеканал "Интер" активно освещает акции протеста еще с первых дней евромайдана.

Но дальше этого дело пока не пошло. Так, депутаты-регионалы, входящие в группы влияния вышеупомянутых олигархов, так и не проголосовали за отставку правительства. Группа СКМ Рината Ахметова (а именно он имеет наибольшее среди олигархов влияние на действующего президента) отреагировала на происходящее в стране очень обтекаемым пресс-релизом, отметив свою приверженность "базовым европейским ценностям" и призвав воздер-
жаться от любого насилия.

5

Смогут ли революционеры самоорганизоваться

Лидеры оппозиции не были готовы к тому, что на улицы выйдет так много людей. Поначалу организация акций хромала на обе ноги. В первые дни не могли обеспечить даже нормальный звук со сцены, на которой выступали оппозиционеры, и поэтому многие митингующие не слышали или не слушали раздающихся с нее приказов и отправлялись блокировать административные здания или конфликтовать с милицией по собственной инициативе.

С захватом Киевгорадминистрации, Дома профсоюзов и Октябрьского дворца удалось организовать штаб сопротивления и главные службы — оповещение, охрану, медицинскую помощь, питание и так далее. Митингующие в целом стали более организованными, и в этом плане Майдан-2013 становится все больше похожим на Майдан-2004. Огромную роль сыграла и самоорганизация рядовых активистов.

6

Реальна ли угроза раскола страны

Раскол Украины вследствие еврореволюции пока выглядит фантастическим сценарием, хотя и рядовые украинцы, и местные власти на западе и юго-востоке страны заняли диаметрально противоположные позиции. В западных регионах, особенно во Львове, размах местных евромайданов мало уступал киевскому. "Штаб координационного совета Львовской области объявляет общеобластную забастовку", — заявил глава местного облсовета Петр Колодий. Юг и восток до недавней поры обращали мало внимания на события в столице и активизировались лишь тогда, когда обстановка стала угрожающей для власти. Резко осудили еврореволюцию депутаты Верховного Совета Крыма, которые призвали президента "остановить разгул беззакония и анархии" и в случае необходимости ввести чрезвычайное положение. На крайнем востоке прозвучали даже призывы к автономии. "Мы должны провести новый северодонецкий съезд как можно скорее", — сказал в эфире телеканала ЛОТ депутат Луганского облсовета от ПР Валерий Филиппов.

7

О чем спорят революционеры

Пока евромайдан не перерос в еврореволюцию, митингующие разделялись на "политиков" и "аполитичных". Первые выдвигали требование смены власти, вторые призывали обойтись без партийных флагов и озвучивали лишь проевропейские лозунги. После разгона евромайдана досрочные выборы стали поддерживать все. Но теперь активисты разделились уже на "миротворцев" — сторонников мирного протеста, и "радикалов", которые выступают за силовые методы. Между двумя течениями регулярно случаются конфликты, доходящие до потасовок. Во время очередного блокирования Администрации президента перед шеренгами "Беркута" выстроилась цепь "миротворцев", которые решили защищать милицию от нападений своих же радикальных соратников.

8

Возможна ли общенациональная забастовка

Ненасильственное сопротивление и всеобщая забастовка — именно так организаторы протестных акций призвали митингующих добиваться своих целей. Но организовать забастовку не получилось. Даже в Киеве большинство граждан продолжает ходить на работу. Блокада главных правительственных зданий — еще одна из заявленных задач — выполнена лишь частично, для ее реализации митингующим просто не хватает людей. Парализовать движение в центре столицы тоже полностью не удалось, а против участников автомобильной блокады уже заведены уголовные дела. Рассчитывать на увеличение числа бастующих вряд ли стоит — многие крупные компании и организации заявили о продолжении работы в обычном режиме и не отпустили своих сотрудников на Майдан. "Горно-металлургический комплекс и энергетика, машиностроение и телекоммуникации, банки — все бизнесы группы работают и будут работать в штатном режиме", — говорится, в частности, в заявлении компании СКМ.

9

Какие социальные группы составляют основу протестного движения

Организовывали евромайдан журналисты и общественные деятели — политики и партийный актив подтянулись позже. Почти с самого начала акции к ней присоединилось много аполитичных киевлян, прежде участия в митингах не принимавших. Огромную помощь протестантам оказали студенты главных столичных вузов — иногда с разрешения, иногда вопреки приказам ректората тысячи учащихся потянулись на Майдан. В итоге незадолго до разгона они составляли подавляющую часть всех демонстрантов. После разгона евромайдана социальная база протеста расширилась — на акцию в воскресенье люди съезжались на мерседесах и трамваях, здесь можно было увидеть и подростков, и древних старушек, и богему, и простых парней со столичных окраин, и успешных бизнесменов. Как и девять лет назад, столичный Майдан поддержали западные регионы. "Все на Киев! Тут остаются лишь те, кто не может поехать!" — призывали в соцсетях жители Львова, Тернополя и Ивано-Франковска. Главная цель захвата нескольких админзданий в столице как раз и состояла в том, чтобы было где разместить тысячи приезжих.

10

Получит ли оппозиция большинство в парламенте

Сразу после побоища на Майдане несколько депутатов-регионалов заявили о выходе из фракции ПР, в частности, Инна Богословская и Давид Жвания. Это позволило оппозиции заговорить о переформатировании и избрании нового руководства Верховной Рады, тем более ожидалось, что вслед за ними фракцию Партии регионов покинут до сорока депутатов. Ситуативное большинство могло бы успешно переизбрать руководство Рады, отправить правительство в отставку и стать главной опорой революционеров. Но голосование за отставку Кабмина показало, что сине-белая фракция трещит, но не сыпется. Оппозиция смогла собрать лишь 186 голосов — свой обычный показатель при голосовании таких инициатив. Причина очевидна: олигархи, контролирующие крупные "пакеты" внутри фракции ПР, решили все-таки не вступать в открытый конфликт с властью.

11

Какой оппозиционной силе выгодна уличная революция

Наиболее радикально во время уличных акций традиционно проявили себя активисты и симпатики Свободы. Именно они установили контроль над захваченным зданием Киевгорадминистрации. Олегу Тягнибоку досрочные выборы выгодны меньше остальных оппозиционных лидеров. Пока рейтинг главного свободовца не дает ему надежды даже на попадание во второй тур выборов, а его партия, согласно соцопросам, не сможет повторить прошлогодний успех. Поэтому Свободе сейчас выгоднее всего поддерживать революционную обстановку — как партия прежде всего уличного типа в подобных конфликтных ситуациях она чувствует себя как рыба в воде.

12

Как на события в Киеве реагирует Запад и Россия

Запад и Россия восприняли разгон Майдана по-разному. ЕС, США, Канада и другие западные государства резко осудили применение силы против мирных демонстрантов. Украинские послы были вызваны для объяснений. Вице-президент Европарламента Яцек Протасевич даже выступил со сцены Майдана, чтобы заявить митингующим: "Мы, поляки, всегда держим открытыми двери и всегда будем вас поддерживать". В свою очередь, оппозиционеры объявили о готовности начать диалог с властью при участии международных посредников, как это было во время "оранжевой революции". Россия же заняла противоположную позицию. "Мы надеемся, что украинский народ сам во всем разберется", — говорится в заявлении МИДа РФ. Президент России Владимир Путин высказался прямолинейнее: "Происходящее в Киеве более напоминает погром, а не революцию". Тем временем российские федеральные СМИ продолжают извергать поток пропаганды. Они ежедневно рассказывают телезрителям об "анархии в Киеве", "западных организаторах массовых волнений", "нападениях фашистской молодежи на стражей правопорядка" и так далее. Поскольку требование евроинтеграции по-прежнему звучит на протестных акциях, хоть и на втором плане, "ужасы еврореволюции" российские медиа будут расписывать и дальше.

13

Как будет развиваться ситуация

Захват административных зданий и кровавые стычки с милицией определили для митингующих точку невозврата. В случае поражения активистов ожидают десятки уголовных дел, о возбуждении которых заявили в МВД (девять задержанных уже находятся в СИЗО под двухмесячным арестом). Шансы на победу правовым путем иссякают. Провал голосования за отставку правительства означает, что парламент остается под полным контролем власти. "Есть два пути — эволюционный и революционный, и власть избрала последний", — заявил с парламентской трибуны Олег Тягнибок. Но мирная революция маловероятна. Ежедневно выводить на улицы десятки и сотни тысяч демонстрантов оппозиция вряд ли сможет, особенно с учетом надвигающихся новогодних праздников. Поэтому актуальным остается силовой сценарий — противостояние революционеров и милиции и, возможно, мобилизованных в Киев сторонников действующей власти. Исход такого конфликта спрогнозировать нельзя. Впрочем, возможен и "нулевой вариант". Власть воздержится от зачистки Майдана, на улицу будет выходить все меньше украинцев, лидеры оппозиции попросят митингующих разблокировать правительственный квартал и начать подготовку к президентским выборам 2015 года. Палатки революционеров на Майдане превратятся в достопримечательность для гостей столицы. Именно по такому сценарию деградировал палаточный городок сторонников Юлии Тимошенко возле Печерского суда на Крещатике.