Как сообщил глава Конституционной ассамблеи, первый президент Леонид Кравчук, они уже почти закончили работу над текстом целостной концепции изменений в Основной закон
Осталось утвердить документ на очередном заседании ассамблеи в середине января, дождаться выводов Венецианской комиссии до марта — и можно отправлять ее на рассмотрение президента, который зарегистрирует проект в Раде.
Камнем преткновения может стать оппозиция: они предлагают вернуться к Конституции 2004-го, когда была парламентско-президентская республика, сообщает Сегодня.
Утвердить окончательный вариант концепции должны были еще 6 декабря. Но все затянулось в связи с событиями Евромайдана. "Политические события, которые продолжают происходить, стали препятствием нас. В середине января мы утвердим концепцию и отправим президенту. Он может согласиться с нами, а может и внести изменения, а потом передать в Раду", — рассказал Кравчук.
Напомним, что согласно проекту новой Конституции, судей будет назначать только президент (сейчас Рада. — ред.), а парламенту дадут возможность назначать и увольнять членов Кабмина (сейчас на это имеет право только президент). А вот больше возможностей инициировать импичмент Раде не дали: в тексте прописали, что для этого нужно, как и сейчас, 226 голосов при первом голосовании, и 300 при втором, плюс решение Конституционного суда (члены ассамблеи предлагали всего 150 голосов "за").
Раздел действующей Конституции "Выборы. Референдум" предлагается заменить разделом "Народное волеизъявление". Согласно документу, ограничения на участие в выборах должны устанавливаться исключительно на конституционном уровне, требования к регистрации кандидатов и финансированию выборов должны носить "разумный характер", избирательное законодательство "не может быть изменено за два года до выборов". "Это должно стать одной из институциональных гарантий стабильности избирательного законодательства",— говорится в документе.
Авторы также предлагают ввести институт народной законодательной инициативы и институт народного вето, позволяющего проводить референдум для отмены принятых парламентом законов. Обязательному утверждению на референдуме подлежат также международные соглашения Украины по вопросам изменения территории или вхождения Украины в межгосударственные объединения с делегированием суверенных прав.
Согласно концепции, решение, принятое на референдуме, не подлежит дополнительному утверждению в других органах власти.