Кабинет министров намерен утвердить программу сотрудничества со странами Таможенного союза до 2020 года
Текст программы сотрудничества со странами Таможенного союза (ТС) — Россией, Белоруссией и Казахстаном — до 2020 года согласован со всеми профильными министерствами и внесен в повестку дня заседания правительства 15 января. Выполнение программы должно было начаться еще в 2013 году, говорится в сопроводительных документах, но процесс ее подготовки и согласования затянулся, пишет Коммерсантъ-Украина.
Вступительная часть программы весьма амбициозна. Кабмин перечислил проблемы, которые должны быть решены путем выполнения данного документа. В их числе — значительное снижение интенсивности торгово-инвестиционных связей, уменьшение объемов товарооборота, существование ограничений во взаимной торговле и отсутствие эффективного механизма решения торговых споров.
Однако детального описания путей решения столь масштабных проблем план не предлагает. В документе перечислены семь "путей выполнения программы", но все они декларативны. Например, в Кабмине намерены действовать путем "реализации экспортного потенциала" или "усовершенствования законодательства в сфере защиты прав инвесторов".
Предстоящие действия украинской власти конкретизированы в разделе "Мероприятия". Их список на десяти страницах не дает уверенности в том, что Кабмину удастся решить все вышеназванные проблемы. Большая часть документа состоит из перечисления пунктов, по которым органы власти будут "продолжать проводимую ранее работу" или улучшать эффективность ныне действующих проектов. Пунктов, противоречащих евроинтеграционному вектору, в списке нет. Согласование технических регламентов с ТС предлагается проводить в той мере, в которой они остаются гармонизированы с европейскими.
В тексте упоминаются проекты отдельных предприятий (как государственных, так и частных), сотрудничающих с контрагентами в странах ТС. В числе прочего Кабмин обязуется способствовать созданию совместного предприятия (СП) по сборке КрАЗов в Казахстане, а также СП Крюковского вагоностроительного завода и белорусского Гомельского вагоностроительного завода. В программе отражено даже лоббирование экспорта готовой продукции отдельных производителей, например завода "Квазар" (производит полупроводниковые панели для солнечной электрогенерации).
Некоторые пункты плана посвящены не созданию новых возможностей, а решению старых проблем. Так, органы власти должны "принять меры для погашения задолженности Белорусской нефтяной компании (Минск) перед украинской стороной за услуги по резервированию мощностей нефтетранспортной системы в 2011-2012 годах". Очевидно, речь идет о планах Минска закупать венесуэльскую нефть и транспортировать ее в Белоруссию по нефтепроводу Одесса—Броды. Минск отказался от этих планов после снижения стоимости российского сырья, а украинский трубопровод остался незадействованным.
В перечне мероприятий есть и многосторонние инфраструктурные проекты, такие как строительство широкой железнодорожной колеи Кошице—Братислава—Вена для увеличения транзита белорусских и российских грузов по Украине. Но учитывая, что по таким пунктам в документе не указаны ни сроки выполнения, ни плановые показатели прогресса до 2020 года, их включение в программу выглядит декларативным.
"В результате реализации программы ожидается увеличение взаимного товарооборота на 10-15%, рост взаимных инвестиций не менее чем на 15%",— обещает правительственный документ. Такие планы в перспективе до 2020 года выглядят заниженными. Ранее премьер-министр Николай Азаров заявлял, что за девять месяцев 2013 года товарооборот с Россией уменьшился на 23%. Таким образом, его увеличение на 15% не позволит восстановить даже прежние объемы.
"Это, конечно, осторожный прогноз. За пять лет товарооборот можно существенно увеличить, но назвать точную цифру сложно — программы кооперации долгое время сворачивались, и неясно, как быстро они развернутся",— считает заместитель руководителя группы по межпарламентским связям с РФ Вадим Колесниченко (Партия регионов). "План роста товарооборота не стоит воспринимать всерьез, эти цифры носят условный характер. Сегодня большая часть экспортно-импортных операций с ТС идет контрабандой или с использованием "серых" схем. Так что сначала нужно закрыть эти схемы, чтобы оценить реальный потенциал роста",— заявил другой заместитель руководителя этой группы Андрей Сенченко ("Батькивщина").