Народный депутат и комендант Майдана Андрей Парубий рассказал Фокусу о том, как начались столкновения в центре Киева и продолжатся ли "рейды на титушек"
Какова роль Самообороны Майдана в стычках, которые начались 19 декабря?
Люди пошли пикетировать Верховную Раду, а чтобы добраться до нее, пытались пройти по перекрытой милицией улице Грушевского. Мы решили, что Самооборона Майдана будет их защищать. 500–700 человек из Самообороны подошли к месту, где люди уже стояли лицом к лицу с внутренними войсками. Когда милиция начала бросать гранаты, а люди получать ранения, мы отвели их метров на двадцать и приняли удар на себя.
Вы принимали участие в активных действиях против милиции?
Возможно, некоторые добровольцы проявили активность. Но у Самообороны главная цель — защита мирных людей. Для этого она и создавалась. После того как в конце ноября были избиты студенты, мы решили, что никто больше бить и калечить мирных жителей не будет. Это и остается нашей главной целью.
Вас тоже ранили во время столкновений?
Когда мы стояли перед внутренними войсками, они начали бросать гранаты, которые взрывались прямо в толпе. Поэтому у многих наших людей есть ожоги, около сорока человек ранены. Некоторые оказались в больнице с ранениями глаз. Мою ногу зацепило гранатными осколками, на руке рваная рана. Там же, на улице Грушевского, получил помощь и продолжал организовывать оборону.
Самооборона координирует свои действия с "Правым сектором"?
"Правый сектор" как гражданское объединение был на Майдане еще до того, как сформировалась Самооборона. В "Правый сектор" входит организация "Тризуб", которая потом также вошла в состав Самообороны. "Тризуб" четко выполняет приказы и помогает нам охранять людей.
Как вы относитесь к заявлению "ультрас" ФК "Динамо" о том, что они начинают мобилизацию для защиты города? Самооборона намерена с ними сотрудничать?
Будет такая же координация, как и с другими гражданскими объединениями, например, с автомайданом. Сегодня активизировалось общество и все понимают, что если не остановить власть, то завтра все вместе мы окажемся в тюрьме. Государство будет одной большой тюрьмой.
Как вы считаете, протестующие разочарованы в своих политических лидерах?
Мы не проводим в Самообороне политических дискуссий и полностью заняты вопросами защиты людей.
Недавно было обнародовано подписанное вами и другими активистами письмо, где речь шла о гарантиях силовикам, если они перейдут на сторону протестующих или просто не будут вмешиваться. Как определяли людей, которые могут давать такие гарантии?
Их назвали силовики. Мы спросили, кто должен давать такие гарантии, они сказали, что в первую очередь Парубий, поэтому я подписался первый.
У вас были переговоры с силовиками? С кем конкретно?
Нет, они обращались к нам через посредников.
Сколько людей сегодня входит в структуру Самообороны Майдана?
На сегодня около 2 тысяч 700 человек, но их количество растет. Прибывают люди из регионов. Сейчас главная проблема — где их разместить и как прокормить.
Вы не боитесь за свое будущее?
В Самообороне популярна шутка: если после введения законов, принятых 16 января, кто-то не сядет в тюрьму, значит, он непорядочный человек. Мы понимаем, что если Майдан разойдется, то через некоторое время все окажемся в тюрьме. Многие ребята говорят, что у них только два варианта — победа или тюрьма. Власть сама поставила людей перед таким выбором. Пути назад у нас нет.
Что такое в данной ситуации победа?
Начало выполнения наших требований. Ведь для того, чтобы отправить главу МВД Захарченко в отставку, достаточно указа президента. А Верховная Рада может собраться на внеочередное заседание и отменить те скандальные законы, которые они как будто приняли. Для этого нужна лишь политическая воля.
Вы планируете и дальше проводить "рейды на титушек" по Киеву?
Это была нейтрализация провокаторов. За день до этого рейда, когда наши активисты возвращались домой, их встретили так называемые "титушки" и покалечили только за то, что на них была символика евромайдана. Мы не применяли силу к гражданским, это было запрещено, но "титушки" перешли грань, и мы решили нейтрализовать провокаторов. Пойманные нами "титушки" рассказали, сколько им платят и за что, и пообещали, что больше не приедут на Майдан. Мы и дальше не намерены применять силу, но просим прекратить провокации.
Как долго будет продолжаться активное противостояние?
У Майдана нет заранее написанного сценария. Он живет своей жизнью. Задача Самообороны — защищать протестующих людей.
Кто он
Народный депутат от Батькивщины
Почему он
Комендант и руководитель Самообороны Майдана
Юрий Опока, Фокус