Разделы
Материалы

Что еще могло бы объединить украинский народ кроме памяти о жертвах Голодомора?

«Украинцы почувствуют себя ближе друг к другу и вспомнят, что мы единая нация», – уверенно заявил президент Украины, представляя Национальную книгу памяти «Голодомор 1932–1933 годов – геноцид украинского народа»

Президент выразил надежду, что память о 800 тысячах жертв Голодомора сплотит соотечественников. Так в стране началась неделя, посвященная мероприятиям под названием "Голодомор. 75-я годовщина памяти". Помимо нескольких панихид, скорбного шествия к мемориальным знакам, всеукраинской акции "Зажги свечу", состоится Международный форум, посвященный 75-й годовщине Голодомора, в котором примут участие представители 40 стран и делегации международных организаций. В столицу съедутся лидеры Прибалтийских республик, Грузии, Польши и стран Юго-Восточной Европы. Не посетит Киев лишь президент РФ Дмитрий Медведев, который ответил на приглашение Виктора Ющенко отказом. При этом он упрекнул главу украинского государства в "передергивании" истории, Голодомор упаковал в кавычки и растолковал, как правильно понимать события 1932–1933 годов. Реакция Медведева вызвала разочарование в Киеве, считает посол Украины в России Константин Грищенко. Но высказывание российского президента послужило поводом еще раз напомнить, что голосование по вопросу почтения памяти жертв Голодомора на заседании ООН уже дважды откладывалось. "Это происходило под давлением одного из крупных государств", – считает и. о. первого заместителя министра иностранных дел Украины Юрий Костенко, намекая на Россию.

Но не только внешний мир пока четко не определил свою позицию относительно Голодомора 1932–1933 годов. В самой Украине также существует несколько мнений. В частности, дискуссию вызвало строительство мемориала жертвам Голодомора, на которое из госбюджета было выделено 133 млн. гривен. Кроме того, единого отношения к Голодомору нет и среди политиков.

Фокус решил поинтересоваться у украинцев, что, по их мнению, может объединить украинский народ?

Валерий Гелетей, начальник Управления государственной охраны
А Украина разъединена? Разъединение есть в политике, и если бы политики объединились, то тема была бы закрыта.
Александр Сушко, руководитель Центра мира, конверсии и внешней политики
Если бы я знал ответ на этот вопрос, его знали бы и другие. В первую очередь объединить украинцев должна идея экономического роста и развития, приземлённая и прагматичная, которая в равной мере интересует всех.
Олег Тягнибок, лидер Всеукраинского объединения «Свобода»
Разве не объединило израильтян почтение памяти жертв Холокоста? Как раз момент исторической памяти и справедливости очень способствует единению. Помимо прочего, необходимо формирование национальной идеи, объединение трёх справедливостей – социальной, национальной и исторической.
Александр Красовицкий, директор издательства «Фолио»
При всей политизации вопроса Голодомор не станет объединяющим фактором, пока между политиками не будет единого отношения к истории.
Анна Бакало, проджект-менеджер
Развивать тему гражданской сознательности можно при одном условии: если страна своему гражданину заплатит за его сознательность защищённостью и социальными гарантиями. Популяризация прошлого в условиях кризиса – не самая лучшая идея.
Анжелика Рудницкая, певица, телеведущая
Я как человек, который ездит на концерты, проводит выставки, могу сказать, что украинцы ментально очень близки и одинаковы. Хотя в их головы въедаются политические лозунги, пестрящие своим разнообразием. Сейчас память о Голодоморе должна объединять украинцев, но это не повод обвинять кого-то в том, что произошло.
Сергей Фатеев, председатель Харьковского городского комитета профсоюза предпринимателей
Славянский менталитет тем и ценен, что всенародное горе нас объединяет всегда, вне зависимости от политических конфликтов. Но это не панацея, которую надо ставить во главу процесса объединения нации. Главное – процветание страны.
Тарас Стецькив, заместитель главы парламентской фракции НУНС
Будущее должно объе­динить, поскольку настоящее пока лишь раскалывает. Идея внутренней интеграции регионов Украины и общее движение к европейской перспективе – вот что нам нужно.