Разделы
Материалы

Герман: Мне было жаль Януковича

Почему Анна Герман была против отъезда Виктора Януковича из Украины и верит в возрождение Партии регионов

Долгие годы Анна Герман входила в ближний круг экс-президента Виктора Януковича — она была его пресс-секретарем в 2004–2006 годах, спичрайтером, официальным советником. Даже внезапный отъезд президента в Россию не разорвал эту связь. Герман не только продолжает декларировать свою привязанность к добровольному изгнаннику, но и неплохо осведомлена о его делах. Так, в беседе с Фокусом, состоявшейся 2 марта, она рассказала о письме Януковича к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой ввести войска в Украину. Тогда о существовании подобного документа знали единицы — его лишь 3 марта озвучил российский представитель в ходе заседании Совбеза ООН, посвященного Украине. С раскрытия этой маленькой тайны и началась беседа Фокуса с Анной Герман.

Возможно ли возвращение Виктора Януковича в Украину?

Я хотела бы услышать от самого Януковича, подписывал ли он просьбу о введении вооруженных сил, или не подписывал. И от ответа на этот вопрос будет зависеть его политическое будущее. Если оно возможно.

Во время пресс-конференции в Ростове-на-Дону Янукович назвал все события после его отъезда безвластием и хаосом и рассказал, что Рада голосует под дулами автоматов. Партия регионов согласна с этим мнением?

Было бы нечестно утверждать, что в первые несколько дней после отъезда Януковича нам было легко. Даже если говорить обо мне. Во Львовской области сожгли дом моей матери — кинули в него коктейль Молотова. Это был очень скромный дом, который не сожгли немцы во время войны, а сейчас он уничтожен.

К Верховной Раде нельзя было спокойно пройти. Народного депутата (регионала. — Фокус) Яна Табачника в один из дней просто избили у порога парламента. У него был колоссальный стресс — эмоциональный, моральный. Он звонил мне потом вечером, человек, которому скоро 70 лет, плакал как ребенок.

Поэтому говорить о том, что не было жестокого давления на регионалов, было бы несправедливо. Но когда мы шли в политику, то должны были быть готовы пройти все это. Это удел политиков.

Что вы чувствовали, когда смотрели пресс-конференцию в Ростове?

Я смотрела на Януковича, и мне было его очень жаль. Я была категорически против его отъезда из Украины. Да, это было небезопасно, но для всех нас существовала опасность. Если бы Виктор Федорович в эти трудные дни остался со своим народом, то у людей было бы сейчас к нему огромное сострадание. Потому что от тех людей, которые пришли к власти, проистекает много несправедливости. Настроение в обществе меняется очень быстро. Так вот, если бы он остался, то его шансы на будущих президентских выборах оказались бы велики. Кроме того, если уже эта пресс-конференция состоялась в России, то она обязательно должна была пройти в Москве.

Мне также жаль, что я не была рядом с ним. Я бы не допустила такого сценария, ведь не отказываюсь от него и не откажусь.

В Крым вторглись войска РФ, а в некоторых областях востока и юга страны пророссийские силы призывают чуть ли не к расколу. Как к этому относятся в вашей партии?

Среди партийцев даже не стоит вопрос о дроблении страны — мы об этом не спорим. Круг людей, которые составляют ядро партии, готовы прилагать к единению страны все усилия. Считаю, что главное — найти золотую середину, которая устроила бы всех.

Что происходило с Януковичем в последние два месяца. Какое у него было состояние? Почему он был непреклонен даже тогда, когда появились первые погибшие?

Я могу рассказать об одном из последних заседаний фракции после 30 ноября прошлого года, когда мы ставили вопрос об обновлении правительства на 90%. Если бы тогда он нас послушал и поменял Кабмин на 50% или хотя бы на 30%, и сделал бы это быстро, нам удалось бы продемонстрировать людям свою открытость, они бы поняли, что власть слышит и уважает их мнение. Тот, кто диктовал, советовал Виктору Федоровичу проявить жесткую позицию — "ни пяди власти не отдать", тот должен сейчас горько пожалеть — это погубило президента. Медлительность в принятии решений ожесточила людей и оказала медвежью услугу Януковичу. А ведь он многое смог бы сделать для страны, ведь Янукович — крепкий хозяйственник.

Вы верите в возрождение Партии регионов? Каким должен быть первый шаг в этом направлении?

Партия, в принципе, сделала его, в большинстве своем заняв конструктивную позицию. Это не оппозиция ради статуса оппозиции, а конструктив — мы будем поддерживать решения, которые идут на пользу стране. Я думаю, что это правильный шаг и необходимая тональность в нынешних условиях. Съезд партии четче определит новую стратегию и обновление партии. И тогда у ПР будет перспективное будущее.

Максим Бутченко, Фокус