Глава миссии Украины при НАТО Игорь Долгов утверждает, что своими действиями в Крыму Россия поставила под угрозу всю европейскую безопасность
Как в НАТО относятся к ситуации в Украине и в Крыму?
Месседжи последних заявлений генерального секретаря НАТО Андерса Фога Расмуссена достаточно просты и понятны: нет — агрессии, нет — референдуму, да — суверенитету и территориальной целостности Украины. Более четкую позицию сложно себе представить. То, что произошло в Крыму, в Альянсе ничем другим, как аннексией, не называют. Позиция стран-участниц в этом однозначна: ни одна из стран НАТО никогда не признает Крым частью Российской Федерации.
После односторонних действий России в Украине европейская безопасность поставлена под угрозу, фундаментальные основы безопасности размыты. Очевидно, что на это надо реагировать, и НАТО реагирует.
Как?
Политика Альянса в отношении России уже изменилась. НАТО полностью прекратило военное и военно-политическое сотрудничество с РФ. Это означает, что работа в рамках совета НАТО – Россия заморожена. К примеру, операция НАТО по вывозу и уничтожению химического оружия из Сирии пройдет без участия России. Приостановлены программы сотрудничества по реформированию Вооруженных сил РФ и переподготовке военных. Я уже не говорю о международных учениях. Все это для России закрыто. Она в большой степени изолирована. Хотя дипломатическая миссия России в НАТО остается.
Дипломатическое присутствие — это канал, который Альянс будет держать открытым для диалога с российской стороной. Никто не хочет загонять РФ в глухой угол.
А на какую помощь тем временем может рассчитывать Украина?
Сразу хочу сказать, чтобы не было спекуляций на эту тему: военного присутствия НАТО в Украине не будет. НАТО действует на основании Вашингтонского договора, где указано, что главная цель Альянса — защита территорий и населения стран – членов НАТО. Украина таковой не является. Но поверьте, и без военного вмешательства шаги, которые предпринимает НАТО, задевают Россию.
Например?
Практически сразу после введения российских войск в Крым несколько членов НАТО, ссылаясь на четвертую статью Вашингтонского договора (угроза в непосредственной близости от границ) созвали заседание Альянса. Тогда было принято решение о повышении состояния боеготовности и усилении защиты воздушного пространства в Литве и Польше, куда перевели дополнительные подразделения военных истребителей. В Черном море продолжаются совместные маневры нескольких стран НАТО. Там же находятся и американские суда. Свое присутствие в Черном море усилила Турция.
Разведывательная деятельность тоже активизирована. Чаще и больше летают самолеты "Авакс" (самолет дальнего радиолокационного наблюдения. — Фокус), фиксирующие передвижение российских войск. Полученная ими информация становится доступной для Украины. Это те вещи, которые Альянс делает на своей территории.
Что НАТО может делать на нашей территории?
На территории Украины пройдут все запланированные международные учения. Кроме того, Украина и НАТО сотрудничают в вопросах защиты критических объектов инфраструктуры — атомных станций, крупных компрессорных станций по перекачке газа и нефти. Альянс помогает Украине и в планировании на случай чрезвычайных ситуаций. Как дальше будет развиваться ситуация в Крыму, сколько наших граждан будут вынуждены выехать за пределы Крыма, где их размещать, как их обеспечивать — к этому надо быть готовым.
Украинской армии будет оказана материально-техническая помощь странами – членами НАТО на двусторонней основе. Ведь при приведении украинских вооруженных сил в повышенную боеготовность оказалось, что у нас ощутимый дефицит по многим позициям, начиная от обмундирования, топливных материалов для самолетов и вертолетов, заканчивая сухими пайками для солдат.
Еще одно важное решение — привлечение украинских военнослужащих на все курсы и тренинги НАТО фактически на безоплатной основе. Раньше эта возможность тоже существовала, но далеко не в таких объемах и не на таких условиях. Теперь все двери открыты.
Можно ли ожидать более жестких действий Альянса при эскалации конфликта и, например, наступлении российских войск на Юго-Восточную Украину?
Украина будет защищаться самостоятельно. Украинская армия является серьезной силой в Европе. Посмотрите на миротворческие миссии, в которых принимали и продолжают принимать участие наши военнослужащие. У нас есть возможности и силы отвечать на агрессию. Но если мы увидим, что у нас возникают дополнительные неотложные потребности, будем обращаться к союзникам. Украина может это делать на двусторонней основе. У нас есть четкие обязательства Вашингтона и Лондона по Будапештскому меморандуму. Активную позицию по украинскому вопросу заняла Франция. Я уже не говорю о наших партнерах и друзьях из Польши и Литвы. Очевидно, что для Турции ситуация в Украине — тоже объект пристального внимания. Мы можем рассчитывать и на ее помощь.
Возможна ли помощь вооружением в рамках двусторонних соглашений?
Исходя из серьезности ситуации и ее возможного негативного влияния на безопасность региона в целом, я не исключаю никаких форм военной помощи в рамках действующих соглашений и существующих ограничений. Хотя, конечно, мы все продолжаем надеяться, что здравый смысл возобладает и до крайностей не дойдет.
Какова реакция России на нынешнюю политику НАТО?
Россия делает вид, что не слышит мировое сообщество. На прошлой неделе посол России при НАТО на Брюссельском форуме (состоялся 22 марта. — Фокус) пытался вести публичную дискуссию с генсеком Альянса, озвучив то, что мы слышали неоднократно. Агрессия называлась защитой русскоязычного населения, "референдум" в Крыму — волеизъяв-лением народа и так далее. Это не вызывает ничего, кроме иронии.
Недавно российская миссия в НАТО попыталась разослать что-то вроде пресс-релиза, в котором в обоснование позиции России приводились какие-то псевдофакты. Например, о том, что Украина прекратила финансирование Крыма. Хотя Украина, наоборот, не могла выплатить деньги военнослужащим и пенсионерам, поскольку крымские власти блокировали счета Госказначейства. Антиукраинская пропаганда продолжается. Но из того, что вижу я, эта пропаганда ориентирована прежде всего на внутренний российский рынок, а в международных организациях имеет скорее противоположный эффект.
Как вы оцениваете сейчас шансы Украины на вступление в НАТО?
В этом вопросе НАТО исходит из решения Бухарестского саммита 2008 года, в котором написано, что Грузия и Украина будут членами Альянса. Это позиция НАТО. О ней хорошо помнят и генсек организации, и страны-члены. Наше законодательство сейчас предусматривает внеблоковый статус. Поэтому сегодня юридических оснований для подачи заявки на членство в НАТО у Украины нет. Для этого нужно менять нормативные акты. Но главное — это воля и позиция украинского народа. Это вопрос не к НАТО и не ко мне как послу Украины при НАТО, а к каждому гражданину Украины.
И все же, ускорят ли события в Украине расширение Альянса?
Есть несколько стран – кандидатов в НАТО. Кроме Грузии это Македония, Босния и Герцеговина, Черногория. Альянс не снимает с повестки дня вопрос о расширении. Из-за российской агрессии геополитическая ситуация изменилась коренным образом. Конечно, сейчас вопрос расширения стал более насущным. Он будет обсуждаться во время подготовки к очередному саммиту НАТО. И не исключено, что на самом саммите в сентябре 2014 года позиция Альянса в отношении новых членов изменится.
Елена Струк, Фокус