Разделы
Материалы

Нога Москвы. Когда российские танки появятся в Донбассе

У власти осталось пару дней на урегулирование конфликта на юге и востоке. Потом может быть поздно

"В Одессе своя Институтская" — такой была первая реакция проукраинских активистов соцсетей на трагические события в городе, произошедшие 2 мая. Воодушевленные победой местных майдановцев над сепаратистами, все они поспешили заявить: "Да, пролилась кровь, и это ужасно. Но ведь сепаратистские силы окончательно разгромлены! Теперь Одесса точно останется украинской". Однако события последующих дней расставили совсем другие акценты.

Местные пророссийские силы, в результате чудовищной провокации потерявшие десятки своих сторонников, сдаваться не собираются. Уже через день после трагедии на Куликовом поле им удалось взять реванш. Придя под горуправление милиции, разъяренная толпа без особых усилий добилась освобождения из-под стражи нескольких десятков сепаратистов, спровоцировавших пятничное побоище. Так что страха высовываться на улицу у них больше нет. Вместо этого — ощущение безнаказанности. В нынешней ситуации лучшего стимула к дальнейшей эскалации конфликта и не найти.

Легкость, с которой сепаратистам удалось "отбить" у милиции своих побратимов, не случайна. В ходе уличных столкновений временно исполнявший обязанности руководителя областной милиции Дмитрий Фучеджи, как и многие его подчиненные, почти в открытую действовал на стороне сепаратистов. При этом само освобождение задержанных активистов сопровождалось интереснейшей деталью. По информации Фокуса, перед тем как отпустить сепаратистов, одесская милиция обзвонила лидеров местных проукраинских движений с просьбой какое-то время посидеть дома якобы для предотвращения провокаций. А когда те согласились, сепаратистов поспешно отпустили. Выйдя на свободу, они тут же пообещали отомстить приверженцам единой Украины за смерть единомышленников, погибших на Куликовом поле.

Пока что конфликт не охватил весь регион, но при пассивности власти и попустительстве силовиков избежать этого вряд ли удастся. Временное отсутствие активных действий со стороны местных сепаратистов, к которым, по данным Фокуса, массово подтягиваются гастролеры из Крыма и Приднестровья, можно расценивать как затишье перед бурей.

Не менее драматично события развиваются и на главном фронте борьбы с сепаратизмом — Донбассе. В отличие от Одессы, гражданского противостояния тут не наблюдается, зато полным ходом идет война силовиков с террористами, которые, надо признать, пользуются поддержкой местного населения.

После одесских событий требования здешних сепаратистов резко радикализировались. О русском языке, расширении прав местного самоуправления или даже федерализации почти не говорят. Цель одна и бескомпромиссна — отделение региона от Украины и присоединение к России.

Кремль с подачи президентского пресс-секретаря Дмитрия Пескова называет украинское правительство не иначе как "люди, считающие себя властью в Киеве". О возможности открытого военного вторжения на самом высоком уровне пока не говорят, хотя почва для этого готовится. Политики из правящей "Единой России", а также их сателлиты из "Справедливой России" вновь и вновь призывают Кремль "защитить русское население Украины от фашистской хунты".

Правда, России для полномасштабной военной операции на территорию нашей страны нужен хоть какой-то формальный повод, легитимизирующий ее действия. В ближайшие время он может появиться. 11 мая в "Донецкой народной республике" должен состояться "референдум", на который будет вынесен один вопрос: отделяться от Украины или нет. Этот "плебисцит" будет похож на нормальное волеизъявление еще меньше, чем недавний "референдум" в Крыму: Центризбирком закрыл реестры избирателей, нет ни комиссий, ни наблюдателей, а бюллетени для голосования печатаются непонятно где и кем. В итоге голосовать наверняка будут лишь сами сторонники проведения "референдума", которые без стеснения нарисуют хоть 100% голосов за отделение "ДНР" от Украины. Поскольку России нужна хоть какая-то зацепка, никакие нарушения в ходе такого "волеизъявления" ее не остановят.

Нужно нивелировать саму возможность проведения псевдореферендума на востоке страны. Для этого необходимо ликвидировать десятки террористических группировок и возобновить контроль над всеми административными зданиями в регионе. Но пока антитеррористическая операция больше похожа на игру в перетягивание каната: зачистив блокпосты, военные тут же отступают, после чего территории вновь возвращаются под контроль террористов. "Мы имеем дело с очень непростым противником, — объясняет действия украинских силовиков Юрий Карин, военный эксперт из группы "Информационное сопротивление". — Часть их блокпостов оборудована среди домов, и наши военные сразу оказываются в зоне обстрела. К тому же они используют тактику, которая пришла с Северного Кавказа: прикрываются мирным населением. А наши стараются всячески минимизировать военные потери среди гражданских лиц".

Какую бы тактику ни использовали террористы, времени на маневры у власти осталось критически мало. Если вопрос с "референдумом" не решится, в ближайшие дни на востоке страны могут появиться российские танки, которые без стеснения придут "защищать волеизъявление донецкого народа".

Милан Лелич, Фокус