Олигархи и политики создают собственные армии. Одни ради рекламы, другие — для защиты своих активов как от внешних, так и от внутренних конкурентов
Юлия Тимошенко борется с сепаратизмом. Она, если верить предвыборному рекламному ролику, создает "Рух опору" — собственную силу, призванную подавить бунты и спасти Украину от имперских посягательств России. Инициативе месяц, но о результатах работы "Руха" не слышно даже в предвыборной агитации экс-премьера.
В целях эксперимента корреспондент Фокуса решил примкнуть к рядам патриотов, которые, по словам Тимошенко, еще в начале мая насчитывали едва ли не 5 тыс. человек.
По телефонному номеру, указанному на веб-странице "Руха", пообщаться с представителями военизированного формирования нельзя. Зато можно попасть на горячую линию партии "Батькивщина". Уточнив контактные данные, девушка на другом конце провода обещает, что со мной свяжутся. И только ответ на вопрос "когда?" расставляет все по местам. "У нас много заявок. Такие запросы мы обрабатываем в течение 30–40 дней". Не быстро.
Лидер Батькивщины не единственный политик, строящий предвыборную кампанию на видимости борьбы с сепаратистами. По проторенной дорожке идет и другой кандидат в президенты, Олег Ляшко. Вечный оппозиционер в присущей ему манере называет украинскую милицию позором и формирует собственный батальон "Украина". И снова нет никакой конкретики. Как выяснил Фокус, пока политик занят тем же, что и Тимошенко, — формированием списков.
Другое дело — олигархи. Если для кандидатов в президенты мифическая борьба с вооруженными группировками — элемент предвыборной кампании, силам украинских миллионеров приходится сражаться на реальных фронтах. В этой борьбе губернатор-миллиардер Игорь Коломойский пока держит первенство. В Днепропетровской области он не только организовал специальный батальон "Днепр", но и привлек к охране собственной вотчины не кого-нибудь, а "Правый сектор" во главе с кандидатом в президенты Дмитрием Ярошем, одно имя которого уже является прививкой против вируса сепаратизма.
Идею организации собственной мини-армии миллиардер воплотил по-своему. Еще в апреле губернатор якобы за свой счет заправил топливом технику в военных частях Днепропетровской и Херсонской областей, а после подконтрольная ему компания "Укрнафта" выиграла соответствующий тендер Минобороны на 188 млн грн. В истории со спецназом, похоже, все не менее по-коломойски. Если верить пресс-службе МВД, "Днепр" финансируется из госбюджета и именуется "спецотрядом по охране общественного порядка". О том, что Игорь Коломойский делает некий материальный вклад на благо днепропетровского спецназа, в ведомстве не слыхали. Правда, это еще не значит, что "Днепр" находится исключительно на финансовых поруках МВД. На заре формирования этого креатива военного времени замгубернатора Днепропетровской области Геннадий Корбан говорил, что финансировать подразделение будут не только из госбюджета, но и при необходимости из местного бюджета области. Словом, жить за счет нескольких источников дохода спецбатальон был нацелен изначально.
Ринату Ахметову остается только завидовать умению собственника группы "Приват" так ловко выстроить систему обороны. Ведь у самого богатого украинца в последнее время мало что идет гладко. Недавним заявлением руководства горно-металлургической компании "Метинвест" миллиардер дал понять, что намерен выдворить как минимум из Мариуполя не только самопровозглашенных лидеров восстаний и "народных" борцов с ними, но и силовиков, проводящих антитеррористическую операцию. И хотя сделать это пока не удалось, "Метинвест", если верить сайту компании, уже поставляет своих сотрудников в ряды народных дружин, которые вместе с правоохранителями патрулируют город.
Неоднозначной инициатива создания региональных отрядов силовиков вместо одной боеспособной армии кажется лишь на первый взгляд. Олигархи просто страхуются. Агрессивное поведение пророссийских активистов на востоке Украины богатейшие люди страны воспринимают как попытку рейдерского захвата их активов. А отбиваться от таких посягательств, как и осуществлять их, миллиардеры сами кого хочешь научат. К примеру, тот же Игорь Коломойский в 1990-е годы создал охранную фирму "БОГ" ("Безопасность. Охрана. Гарантия"). О ее боеготовности еще тогда шутили, мол, если бы армия миллиардера схлестнулась с Вооруженными силами Украины, последние точно бы потерпели поражение.
Так что формирование боевых отрядов регионального масштаба для украинских олигархов не только привычное дело, но и дополнительная инвестиция в будущее. Ведь сепаратистские войны в Украине рано или поздно прекратятся, а олигархические — вряд ли.
Юлия Самсонова, Фокус