Разделы
Материалы

Пожарная команда. Какую оценку заслужил Кабмин Яценюка

Несмотря на непопулярные меры и падение экономики, Кабмин Арсения Яценюка пока не стал правительством камикадзе

На следующий день после назначения премьером Арсений Яценюк назвал свой Кабмин "правительством политических камикадзе". Спустя три месяца работы нового Кабмина промпроизводство в Украине продолжает падать, экономика по итогам первого квартала сократилась на 1%. Индекс потребительских настроений украинцев упал до уровня кризисного 2008-го. Замедляется розница: скорее всего, потребление в 2014-м сократится, чего не случалось также со времен кризиса. И все это на фоне растущей инфляции, замороженных соцвыплат и возобновления призыва.

Получению этого кредита предшествовало принятие пакета антикризисных законов. Правительство рискнуло поднять существующие налоги (акцизы на авто, подоходный налог, сбор за радиочастотный ресурс с мобильных операторов и т. д.), ввести новые (сбор при покупке валюты) и заморозить повышение пенсий и соцвыплат. Новое правительство показало готовность проводить любые, даже самые непопулярные реформы.

Не менее важными оказались подписание политической части договора об ассоциации с ЕС и экономические санкции со стороны Евросоюза и США по отношению к ближайшему окружению российского президента и банку "Россия". Российский экономист Сергей Гуриев уверен, что именно это заставило РФ сбавить темп военного хамства. С деньгами и дипломатией у нового правительства получается лучше, чем со всем остальным. $37 млрд кредитов и помощи от международных организаций в 2014–2016 годах, первые за 20 с лишним лет газовые переговоры с Россией, которые могут закончиться в пользу Украины. Даже налогов собрали почти столько же, сколько в 2013-м, когда не был потерян Крым и не шла война в двух областях. Причем собрали, не прессуя бизнес.

Опрошенные Фокусом бизнесмены среди своих ожиданий чаще всего называют реформы (прежде всего сокращение числа налогов) и борьбу с коррупцией. На этом фронте заметных успехов пока нет. Подвижки есть разве что с госзакупками. Да и то, возврат к старому варианту соответствующего закона мало что решил. "Тендерные процессы практически не изменились. Платежная дисциплина госкомпаний и ведомств осталась такой же отвратительной", — утверждает Сергей Кравец, гендиректор Tickets.ua.

Впрочем, с увольнениями тоже не задалось: пока правительство сократило лишь 10% чиновников. Осталось еще 225 тыс. — больше, чем вся украинская армия даже после мобилизации. Чтобы уменьшить эту "армию" хотя бы на треть (в Грузии, к примеру, сократили половину), нужна реформа госслужбы. И здесь первый конфликт. Денис Бродский, назначенный председателем Нацагентства по вопросам госслужбы, разругался с премьером и покинул команду реформаторов. По версии Бродского – из-за авторитарности нового премьера. Арсений Яценюк это не комментирует. Точно так же забуксовала на стадии согласования налоговая реформа. Нет видимой люстрации, борьбы с коррупцией и результатов системной, а не точечной дерегуляции.

За три трудных месяца "революционному Кабмину" удалось удержать экономику на краю пропасти. Дефолта не будет. С окончанием военного конфликта на востоке страны начнется медленное восстановление потребления и производства.

Но ВВП по итогам года, скорее всего, будет отрицательным. Неизбежно вырастет безработица, никуда не денутся инфляция и девальвация гривны.

Пока население все это готово терпеть. Но только в обмен на реальные изменения в прогнозируемом будущем. Другими словами, в обмен на увольнения чиновников, люстрацию армейского руководства, уголовные дела против коррупционеров и хотя бы презентацию налоговой реформы.

Бизнес о правительстве

Из позитива: правительство готово отменить многие разрешительные документы и регуляторные процедуры. Для меня как бизнесмена это отличная новость. Правда, конкретно на моем бизнесе это пока не отра­зилось: штат юристов и бухгалтеров в компании прежний. Но, по крайней мере, заявления и шаги правительства в этом направлении правильные. Кардинальных провалов тоже не заметил, не считая, конечно, отсутствия порядка на востоке. Если бы на нашем месте были США или Израиль, я уверен, что они зачистили бы сепаратистские регионы и навели порядок очень быстро. В Украине этого не происходит, потому что никто не хочет брать на себя такую ответственность.

Правительство прислушивается к бизнесу. Отказались от квотирования импорта угля или внедрения налога с продаж. Крупный бизнес протестовал против этих нововведений, нас услышали.

Меняется ситуация в разрешительной системе. По крайней мере, наше предприятие ощутило это. Недавно нам выдали разрешение на недропользование, которое мы пытались получить целых три года. Это хороший знак.

Но мы не рады повышению некоторых налогов, в частности на добычу железной руды. Правительство изменило ставку налога и базу налогообложения. Теперь база — цена не железной руды, а железорудного концентрата. В итоге платежи вырастут в пять раз. Времена в стране не самые лучшие, мы и не надеялись на снижение налогов, но и повышения не ожидали.

Да и сама по себе ситуация, когда бизнес держится на внешней торговле, это неправильно. Чтобы была какая-то вменяемая экономика, в куда меньшей степени зависящая от курса доллара, чем сейчас, должно быть производство услуг и товаров для внутреннего рынка. Я пока не заметил, чтобы новое правительство озаботилось проблемой искривленной экономики. А ведь это создает еще одну проблему — тотальное обеднение населения. По разным причинам: из-за девальвации, экономического спада, агрессии России. Но и с этим правительство тоже ничего не делает.

Владимир Хомяков, Фокус