Авиакатастрофа в Донбассе. Как отреагировал мир на трагедию
Попытки России убедить мир в том, что ответственность за катастрофу несет Украина, провалились
Катастрофа с Боингом за прошедшие сутки прочно заняла первое место в мировых новостях, оттеснив на задний план даже события в секторе Газа, где Израиль перешел к наземной фазе операции против террористов ХАМАС. Пока можно констатировать, что несмотря на все усилия официальных лиц России и российских СМИ, им не удалось склонить мир к своей версии произошедшего, по которой вина за трагедию лежит на Украине. Тем не менее, мир пока не готов переходить от слов к реальным действиям, а многие правительства по-прежнему декларируют лишь свою "глубокую обеспокоенность". Фокус представляет обзор реакции на произошедшее со стороны руководства разных стран, в первую очередь тех, чьи граждане были в сбитом Боинге.
Премьер-министр Нидерландов Марк Рюттен прервал свой отпуск и вернулся в страну, узнав о трагедии, в которой погибли почти две сотни его сограждан, в том числе сенатор нидерландского парламента Виллем Виттевеен. Тем не менее, резких заявлений премьер не сделал. На пятничной пресс-конференции на вопрос о причинах трагедии Рютте ответил: "Есть много информации, однако сначала мы хотели бы ознакомиться с конкретными фактами". В свою очередь, министр иностранных дел Нидерландов Франс Тиммерманс потребовал от Украины обеспечить беспрепятственный доступ голландских специалистов к месту трагедии, о чем провел переговоры с украинским коллегой Павлом Климкиным. Позже Тиммерманс заявил, что вместе с судебно-медицинскими экспертами и специалистами по авиации лично прибудет на место катастрофы.
Премьер-министр Малайзии Наджиб Разак, чья родная бабушка находилась на борту Боинга, также был очень осторожен. "Несмотря на то, что MH17, как считается, был сбит, мы не будем ни на кого показывать пальцем, пока не будут установлены абсолютно достоверные факты", - прокомментировал он трагедию, в которой погибли до полусотни его сограждан.
В отличие от них, австралийский премьер-министр Тони Эбботт был гораздо категоричнее. Лидер государства, потерявшего в трагедии не менее 27 граждан, заявил: "Мы не хотим усугублять ситуацию, однако, если, как кажется сейчас, самолет был сбит ракетами "земля-воздух", которые поставила Россия, то на ней лежит значительная доля ответственности". Кроме того, Эбботт выразил крайнее возмущение попытками российских властей переложить вину за случившееся на Украину и многократно подчеркнул, что причиной всех событий на Востоке Украины является политика Российской Федерации.
Канадский премьер Стивен Харпер не стал обвинять конкретную сторону в уничтожении самолета, но тоже подчеркнул, что корень зла – в "агрессивной внешней политике России" и "нелегальной оккупации части украинской территории".
А вот лидеры больших европейских стран в своих высказываниях были очень аккуратны. Французский президент Франсуа Олланд рассказал, что он шокирован происходящим, и призвал к объективному расследованию трагедии, в аналогичном духе высказался и британский премьер Дэвид Кэмэрон. Канцлер Германии Ангела Меркель, которую украинцы в последнее время часто критикуют за недостаточно решительную позицию в отношении российской агрессии против Украины и на этот раз не изменила своей миролюбивой риторике. Так, Меркель заявила, что сбитый самолет – недостаточная причина для введения дополнительных санкций против РФ и призвала дождаться результатов расследования. По мнению немецкого лидера, искать выход из ситуации нужно только за столом переговоров: "Я не вижу никакой другой альтернативы, кроме того, чтобы разговаривать с президентом России Владимиром Путиным. В нашем партнерстве есть трудности, и мы должны преодолеть их". Меркель также призвала французов приостановить экспорт кораблей "Мистраль" в Россию, а со своей стороны заявила о прекращении строительства совместного германо-российского военного центра.
В отличие от Кэмерона, Меркель и Олланда, президент Литвы Даля Грибаускайте была совершенно недипломатичной. "Замешательство ЕС и отсутствие смелости применить серьезные санкции против России я расцениваю как приглашение Путину быть еще более агрессивным, добиваясь своих целей еще более открыто, чем раньше", — заявила она.
Но для Украины более важно, что вполне определенную позицию заняли Соединенные Штаты, которые, похоже, стали главным союзником Украины на международной арене. Ближе к вечеру пятницы стало известно, что на борту Боинга находился минимум один гражданин США. Президент США Барак Обама на протяжении прошедших суток призывал не давать скороспелых оценок, но позже заявил на брифинге: "На данный момент точно известно, что самолет был сбит ракетой "земля-воздух", выпущенной с территории, контролируемой пророссийскими сепаратистами" и добавил, что РФ продолжает поставлять террористам современное вооружение.
Кроме того, американский лидер четко указал, что Россия пока не предприняла никаких шагов для решения конфликта на Донбассе: "Россия ничего не сделала, не пошла по пути мира и продолжила нарушать суверенитет Украины и поддерживать сепаратистов и также не использовала свое давление на сепаратистов, чтобы они согласились на прекращение огня". Оппоненты Обамы из лагеря республиканцев традиционно призывали к более решительным шагам. Так, член палаты представителей Том Коул заявил, что в сложившейся ситуации Украине должна быть предоставлена прямая военная помощь – "это будет лучше любых санкций".
Ровно через сутки после падения самолета открылось внеочередное заседание Совета Безопасности ООН, созванное по инициативе Великобритании. Ее представитель Лайал Грант заявил, что Россия является непосредственно причастной к вчерашней трагедии. "Россия передала террористам до 100 ПЗРК, 50 танков, артиллерии, установки для пуска ракет. Мы призываем Россию подумать над той ситуацией, которую она создала", – сказал он, добавив, что ключевые фигуры в руководстве ДНР являются российскими гражданами.
О том же заявила и представитель США Саманта Пауэр. Она перечислила ряд доказательств того, что виновниками трагедии являются именно донбасские сепаратисты: последние успели похвастаться сбитым самолетом в соцсетях, ранее они же сообщали о наличии у них систем, которые могут сбивать самолеты на такой высоте, тогда как украинская сторона в четверг никаких пусков ракет не производила.
Большинство других членов Совбеза высказывались в нейтральном духе, заявляли о глубоком шоке, который они испытывают после трагедии и призывали к немедленному и объективному расследованию. А представительница Нигерии Джой Огву даже сравнила падение Боинга с апокалипсисом, процитировав библейские строки: "Огонь вместе с кровью лились с небес, и земля и солнце, их больше не было".
Британцам и американцам ответил российский представитель при Совбезе Виталий Чуркин, известный своими алогичными и просто несуразными заявлениями. Особого внимания падению Боинга он не уделил (отметив, что надо расследовать, сделала ли украинская сторона все для предотвращения катастрофы) и предпочел в очередной раз повторить тезисы российской пропаганды о происходящем в Украине в последние месяцы: "украинские каратели" уничтожают мирных жителей Донбасса, полноценное расследование событий 2 мая в Одессе не ведется, мирный план Порошенко был использован украинской властью для разворачивания масштабной военной операции (на которую Киев, естественно, толкнули "западные поводыри, прежде всего США"). Отдельно Чуркин возмутился тем, что "по 5-ому каналу украинского телевидения, который принадлежит президенту Порошенко, рекламу средств вытравливания насекомых показывали на фоне карты Востока Украины".
В свою очередь ответить Чуркину взялся украинский представитель Юрий Сергеев, ключевые тезисы его выступления:
- Россия активно поддерживает донбасских террористов, поставляя им боевиков и вооружение;
- Россия, вопреки собственному законодательству, не возбуждает уголовные дела против своих граждан, участвующих в боях на Донбассе;
- взятые в плен сепаратисты признавались, что у них на вооружении есть два комплекса "Бук", переданные российскими военными;
- террористы ранее сами признавались, что сбили Боинг-777;
Вскоре дебаты закончились, и заседание закрылось. Совбез в очередной раз подтвердил свою репутацию органа, который неспособен действенно влиять на геополитические конфликты, оставаясь лишь "местом для дискуссий".
Милан Лелич