Разделы
Материалы

Здравствуй, армия. Как прошла третья волна мобилизации, и будет ли новая

Юлия Самсонова

Половину парней, получивших повестки, отправляют домой по состоянию здоровья. Часть призывников просто пытается откосить. А добровольцы жалуются на качество военной подготовки

45 дней — столько времени потребовалось, чтобы провести третью волну частичной мобилизации. Последний день, когда потенциальные призывники еще могли получить повестки, миновал 6 сентября. Впрочем, очередей возле столичных военкоматов не было еще за неделю до этой даты: план по призыву киевские военкомы выполнили досрочно.

Общую численность людей, призванных во время третьей волны мобилизации, Минобороны держит в секрете. Однако, если верить публичным заявлениям военных комиссаров из разных регионов, каждая область к службе в армию привлекала порядка 2–3 тыс. человек. По словам Владимира Кидоня, военного комиссара Киевского городского военкомата, в столице во время третьей волны мобилизации планировали призвать около 700 человек. В Запорожье — на 200 человек меньше.

Самая сложная ситуация в оккупированных террористами городах. Тамошние военкомы тоже проводят мобилизацию, правда, в ряды армий самопровозглашенных "ДНР" и "ЛНР". Украине из Донбасса достаются только добровольцы. Хотя и при таких раскладах с человеческими ресурсами, по словам спикера СНБО Андрея Лысенко, украинская армия трудностей не испытывает.

Наша хата с краю

Из 100 молодых ребят после медкомиссии отсеивается половина

Теперь, когда третья волна мобилизации завершилась, военкоматы займутся теми, кто ее проигнорировал. "Откосить пытаются по-разному, — рассказывает сотрудник Черниговской прокуратуры, просивший не называть его имени. — Чаще всего призывники отказываются брать повестку у военкомов, приходящих к ним домой. За это их штрафуют, но потом все равно мобилизуют. Есть и хитрецы. Они являются в военкомат по повестке, проходят медосмотр, выполняют все требования, а потом игнорируют отправку в части. Таких призывников ждет не только штраф, но и уголовная ответственность". По данным Генпрокуратуры, с момента начала АТО в военкоматы по повесткам не явилось около 14 тыс. человек. Еще 1,5 тыс. призывников "исчезли" после медкомиссии. Теперь они в розыске. За неявку по повестке в военкомат украинское законодательство предусматривает штраф от 85 до 119 грн. А вот призывнику, уклоняющемуся от мобилизации, грозит срок от двух до пяти лет. В день окончания третьей волны мобилизации Единый реестр судебных решений содержал 18 таких приговоров.

Не все желающие откосить от призыва идут на открытое нарушение закона — существуют и обходные пути. Один из них — жениться на многодетной матери. По словам Ивана Васильцюна, военного комиссара Закарпатской области, в его регионе количество таких браков с началом АТО стремительно растет и уже перевалило за 500.

Видимость учений

Спикер СНБО Андрей Лысенко уверяет, что с человеческими ресурсами украинская армия трудностей не испытывает

Появление на пороге дома военного комиссара с повесткой не означает автоматического попадания в зону АТО. В очереди на передовую до сих пор стоят призванные в первую волну. Киевлянина Сергея Ренкаса мобилизовали еще в марте. Тогда призывали добровольцев, офицеров и сержантов запаса, а также рядовых с опытом службы. На то, что мужчина не подпадал ни под одну из этих категорий и даже на военной кафедре не учился, в военкомате посмотрели сквозь пальцы. Больше полугода он и еще 184 призывника постигали азы военного дела — косили траву и ремонтировали сантехнику в воинской части. Все это на основании контракта о резервной службе за зарплату 450 грн в месяц.

"Я должен был стать связистом, — рассказывает Сергей Ренкас. — Но по факту ни одного занятия, где меня бы научили пользоваться аппаратурой, не было. При этом командование получало отчеты о нашей боеготовности. Потом призывников заставили подписывать рапорты о том, что нас всему обучили. На их основании отправляют в зону боевых действий". Из 185 человек, служивших в части, 106 подали иск в Окружной административный суд Киева, чтобы доказать: полгода службы прошли зря.

Но дело они проиграли. Служители Фемиды встали на сторону военных, заявивших, что мобилизованных обучали, а парни просто не хотят на передовую, поэтому и судятся. Впрочем, это только начало судебных тяжб — свою правоту призывники намереваются доказывать в апелляционных судебных инстанциях. "Часть солдат, служивших вместе с нами, отправили в зону АТО, — рассказывает Ренкас. — Ребята нам отзванивались. Они приехали, а им говорят: связисты нам пока не нужны, так что выбирайте, кем будете — гранатометчиками, пехотинцами… Назад дороги нет".

Добровольцы тем временем тоже признаются, что военной подготовкой на сборных пунктах их не перегружают. Но судиться ни с кем не собираются — будут защищать Родину как умеют. 38-летнему Богдану, которого Фокус встретил в сборном пункте Киевского городского и областного военкоматов, мобилизационная повестка не приходила. В военкомат он пришел сам. Говорит, что решался неделю — все-таки дома жена и двенадцатилетняя дочь. К тому же после Майдана, где Богдан был комендантом третьего этажа Дома профсоюзов, мужчине пришлось провести некоторое время в больнице. Хотя об этом он вспоминает нехотя — рвется в бой. С момента прихода в военкомат и до отправки на сборный пункт прошла неделя, три дня из которой было потрачено на медкомиссию. "Сюда по принуждению никого не привозили, — рассказывает Богдан. — Все понимают, ради чего мы собрались. В своем взводе я единственный, кто не служил в армии. Но нас готовят, дают оружие. Один нюанс — мы здесь не стреляем, потому что находимся в обычном лагере, а не на полигоне для военных учений. Но я готов ехать хоть завтра". На передовую мужчина собирается без бронежилета и каски — никакого обмундирования не покупал. Уповает на друга, служащего в зоне АТО, — тот пообещал все необходимое раздобыть.

Ждет ли Украину четвертая волна мобилизации — пока неизвестно. По словам Андрея Лысенко, спикера СНБО, сейчас необходимости в ней нет. Планы силовиков может изменить лишь введение военного положения или начало полномасштабного вторжения со стороны России.

3 сентября сессия местного городского совета Днепропетровска завершилась появлением в зале заседаний военкомов с повестками. Из 36 удалось вручить лишь четыре. Причем предназначались они не только депутатам, но и сотрудникам исполкома и председателям райсоветов. Без внимания не оставили даже мэра города Ивана Куличенко — его пригласили в военкомат для "уточнения данных".Торжественное вручение повесток военком Ленинского района Днепропетровска Сергей Гесс объяснил просто: депутаты и чиновники или не живут по месту регистрации, или появляются дома слишком поздно, поэтому другого способа напомнить им о долге защищать Родину нет."Не получили повестки в основном депутаты из условной группы Алексея Салкоча (советника Игоря Коломойского, главы Днепропетровской ОГА. — Фокус), — уверяет Вадим Рублевский, депутат Днепропетровского горсовета. — Из военкомата пришли за теми, кто к ним в оппозиции". На вопрос Фокуса о том, получил ли сам господин Салкоч повестку, депутат ответил: "Я служил в армии" и тут же бросил трубку.



Военный комиссар Киева Владимир Кидонь рассказал Фокусу, почему третья волна мобилизации была самой сложной, что делают в армии не служившие раньше призывники и какая участь постигнет уклонистов

В начале третьей волны мобилизации вы говорили, что план призыва по Киеву — 700 человек. Его выполнили в большей степени за счет добровольцев или за счет граждан, призванных по повесткам?

— К третьей волне люди уже поняли, что они просто обязаны мобилизоваться, так что насильно мы никого не забирали. А вот во время первой и второй очередей мобилизации было сложнее — приходилось не только вызывать людей по повесткам, но и привлекать правоохранительные органы, чтобы призывники пришли в военкомат. В этот раз на нас возложили задачу призвать 700 человек из Киева. Но в процессе мобилизации Генштаб стал присылать наряды на пополнение частей в других регионах. К примеру, приняли решение в ходе третьей очереди мобилизации сформировать новый батальон во Львове. Туда нужны были люди разных специальностей. Оказалось, что не хватает водителей. Поэтому Генштаб перераспределил наряд. Мы его выполнили, тем самым увеличив количество поданных нами мобилизационных ресурсов для армии. В первую и вторую очереди мы призвали 1558 человек. В третью — гораздо больше.

Чем третья волна мобилизации принципиально отличалась от двух предыдущих?

— Она проходила намного сложнее, поскольку нам нужно было подыскивать призывников определенных специальностей для пополнения потерь и возобновления боеспособности армии. Набирали водителей, механиков-водителей, управляющих танками, артиллерийскими системами и т. п. Предпочтение, как и раньше, отдавали военнообязанным, у которых есть военно-учетная специальность. Возобновление навыков служившего человека требует гораздо меньше времени, чем обучение не служившего. На последнего нужно потратить не меньше месяца, чтобы научить хоть чему-то.

Во время третьей волны мобилизовались ли граждане, до этого не служившие в вооруженных силах?

— Ни одного человека, не проходившего военную службу, мы насильно не призвали. Неслужившие — это в основном добровольцы. Мы их старались направлять не в зону АТО, а в части, где отводится больше времени на подготовку, в том числе в учебные центры неподалеку от Киева. К примеру, призвали в 12-й батальон повара и бухгалтера — так они там по этим специальностям и работают. Да, месяц их учили стрелять. При необходимости они смогут взять автомат. Но работать все равно будут поваром и бухгалтером.

Призывались ли люди с судимостью?

— Да, если судимость погашена, мы мобилизовали таких людей.

Какую зарплату получают мобилизованные?

— Военнообязанные первого разряда, призванные по мобилизации, получают 2,5–3 тысячи гривен в месяц. Рядовому первого разряда, которого отправили в зону АТО, где он пробыл месяц, доплачивается еще 100% материального обеспечения плюс премия. В среднем выходит 5–8 тысяч гривен.

Сколько киевлян уклоняются от мобилизации?

— В первой и второй очередях уклонялись примерно 40 человек. Из второй 17 дел внесли в Единый реестр досудебных расследований. В третьей уклонисты тоже были, но я пока не могу назвать их точное количество. Вину этих людей еще придется доказывать. Обычно если человек дважды не явился по повестке, мы его штрафуем. Если и после этого не пришел — передаем данные в прокуратуру. Такой призывник сознательно идет по преступному пути. Если человек отказывается брать повестку у военкома, приходится привлекать свидетелей, которые потом в правоохранительных органах подтверждают, что повестку действительно пытались вручить. Кстати, мы не обязаны передавать повестку лично призывнику — можно родственникам под подпись. Если жена расписалась, человек обязан прибыть в указанное время.

Много ли людей отсеивается после медкомиссии?

— Из сотни парней примерно половину мы не можем призвать по состоянию здоровья — это очень большой процент. То сколиоз, то плоскостопие, то болезни внутренних органов. Молодые люди проводят слишком много времени за компьютерами, а нормальной еде предпочитают чипсы и колу. Вот вам и результат.

СНБО объявил о возобновлении регулярного призыва в армию. Вы его уже начали?

— Пока военкоматы проводят подготовительные мероприятия. Призывать начнем, когда получим приказ министра. Обычно осенний призыв проходит в октябре-ноябре.