Глава парламентского комитета по борьбе с оргпреступностью и коррупцией рассказал Фокусу о принятом Радой в первом чтении пакете антикоррупционных инициатив
На спешно созванном 7 октября внеочередном заседании Рады депутаты наконец-то сделали первый шаг в борьбе с главным украинским злом – коррупцией, приняв пакет из пяти соответствующих законов. Ко второму чтению их подготовят по сокращенной процедуре, соответственно, уже через неделю, 14 октября, парламент сможет одобрить их в целом.
Причина спешки понятна – надо успеть провести привлекательные для электората антикоррупционные инициативы еще до парламентских выборов, тем более, это является еще и требованием международных кредиторов.
Ключевые нормы принятых в первом чтении антикоррупционных законопроектов:
- В Украине будет создан новый правоохранительный орган – Национальное антикоррупционное бюро (НАБ). Его функция – расследование 12 видов преступлений, совершенных высшими должностными лицами (от премьера до руководителя госпредприятия): отмывание денег, незаконное обогащение, нецелевое использование госсредств, злоупотребление властью и т.д. Численность нового органа – до 700 сотрудников, которые будут получать зарплату от 18 тысяч гривен в месяц. Директор НАБ будет назначаться президентом сроком на 7 лет по представлению спецкомиссии из 9 человек – по три кандидатуры от президента, Кабмина и ВР. Директор должен быть беспартийным и не иметь связей с любой политсилой на протяжении последних двух лет.
- При правительстве будет создан еще один орган – Национальная комиссия по вопросам противодействия коррупции, которые выборочно будет мониторить образ жизни чиновников на предмет соответствия официальным доходам его самого и членов его семьи.
- Все юрлица будут обязаны предоставить информацию о своих реальных, а не номинальных владельцах и бенефициарах
О перспективности принятых инициатив Фокус расспросил главу парламентского комитета по борьбе с оргпреступностью и коррупцией Виктора Чумака.
Принятие пакета антикоррупционных законов – это предвыборный пиар?
Хочу надеяться, что у президента и правительства есть политическая воля, чтобы запустить эти законопроекты. Ведь тот уровень коррупции, который есть сейчас, похоронит страну, если мы ничего не будем делать. Сейчас у президента и премьера появится нужный для этого инструментарий.
Я не знаю, какова была мотивация народных депутатов при голосовании, но полагаю, что ни один из них не хочет попасть в обструкцию из-за того, что не голосовал за антикоррупционные законы. В конце концов, если ради принятия этих законов надо было провести выборы, это того стоило.
А после выборов украинский политикум не потеряет интерес к антикоррупционной борьбе?
Ситуация другая: создание Антикоррупционного бюро – требование международных доноров, иначе нам просто не дадут денег. Остановиться на полпути здесь невозможно. Если законы будут приняты и подписаны, не останется другого пути, кроме как создавать НАБ и начинать работу. В самом законе прописаны такие процедуры, что уклониться от этой работы будет невозможно.
Кроме того, все новые антикоррупционные органы будут работать под очень плотным контролем и давлением общественности. Это не милиция, не СБУ, не прокуратура – закрыться от общества будет невозможно.
Ко второму чтению из законов не выхолостят самые важные нормы?
Все может быть, но мы будем отстаивать их. Я сегодня уже имел по этому поводу разговор с членами своего комитета.
Численность Антикоррупционного бюро – 700 человек. Где их будут набирать?
В законе предусмотрен запрет на принятия работу представителей силовых структур, которые ранее работали в подразделениях, боровшихся с коррупцией. Других следователей и оперативников можно будет брать на работу, они и составят часть личного состава. Остальные – это люди "с чистого листа", для них будут проводиться специальные тренинги, причем очень желательно, чтобы не в Украине, а за рубежом.
То есть будут привлечены общественные активисты?
В том числе, а также люди, имеющие соответствующее образование. Все они пройдут через конкурсный отбор, потому это будут люди мотивированные. Они будут знать, что против них может быть применена провокация взятки – и если они поддадутся, будут тут же уволены. Другой инструмент – постоянные проверки на полиграфе. Кроме того, и уровень зарплаты для сотрудников будет довольно приличный.
А кто будет контролировать борцов с коррупцией, чтобы они сами не стали коррупционерами?
Будет внутренний и внешний контроль, в том числе общественности и прокуратуры, также этим будет заниматься Национальное бюро расследований, которое будет создано.
Из девяти членов комиссии, которая будет отбирать кандидатов на пост главы НАБ, по трое назначаются президентом, правительством и парламентом. Если в новой Раде будет создано пропрезидентское большинство, тогда глава государства вполне сможет поставить на пост руководителя органа своего человека – т.е. этот орган будет четко политически зависимым. Вы не видите такой опасности?
Внимательно посмотрите на критерии отбора членов конкурсной комиссии: это должны быть люди с безупречной репутацией, моральные авторитеты.
А как это можно определить?
Если общество не знает или имеет претензии к какому-то кандидату в члены комиссии, он не пройдет отбор.
В апреле Рада приняла закон об очищении судебной системы, в результате чего несколько наиболее одиозных судей эпохи Януковича были уволены со своих должностей, но в целом ситуация в судебной системе не изменилась: коррупция и родственные связи никуда не делись. Антикоррупционные законы не повторят такую судьбу?
Политическая воля по реализации законов будет в руках главы АБ, который пройдет сложный конкурс под жестким контролем общественности, и терять свою репутацию такому человеку будет очень непросто.
А глава НАБ не будет конфликтовать с другим органом – Национальной комиссией по вопросам противодействия коррупции, которая будет создана при правительстве?
Нет. Мы специально развели задания этих органов. Комиссия будет заниматься превентивной деятельностью – проверкой деклараций, образа жизни чиновников и т.д. А у НАБ будут более "жесткие", т.е. правоохранительные функции: проведение следственных дел, оперативно-розыскной работы и т.п. Как показывает практика других стран, если совместить эти функции в одном органе, то карательный аспект скоро начнет превалировать над превентивным, потому мы сознательно отказались от такого подхода.
Если законы заработают, как скоро в обществе почувствуют реальные позитивные изменения – вы же видите, что терпение граждан на исходе?
Это зависит не только от НАБ, но и от общей ситуации в стране. Многое будет зависть от будущих парламентских выборов, насколько новая Рада будет способна к быстрым и решительным изменениям, как скоро будет сформировано новое правительство, и окажется ли оно способно к реформам и т.д. Не может быть так, что все органы государственной власти выглядят очень неприглядно, а один орган работает в белом фраке. Создание НАБ – это очень серьезный инструмент, но одним бюро коррупцию в Украине не преодолеть.