Разделы
Материалы

Бывшие в употреблении. Что происходит на объектах эпохи "позднего Януковича"

Алексей Батурин
Фото: Александр Чекменев, Фокус

Резиденция "Залесье", охотничье хозяйство "Сухолучье", вертолетная площадка на Парковой дороге в Киеве. Фокус выяснил, что сегодня происходит на этих объектах

На КПП государственной резиденции "Залесье" гостей встречает мужчина в камуфляже.

— Вы на экскурсию? — интересуется он и предупреждает: — 50 гривен с человека, если на своей машине, 70 — если на нашей.

— Мы на своей.

— Нужен запас бензина примерно на 50 километров.

Объекты эпохи "позднего Януковича" поражают размахом. "Залесье" — 14 тыс. га, Сухолучье — 30 тыс. га, здание под вертолетной площадкой в центре Киева – 28 тыс. кв. м.

Вход свободный

Резиденция "Залесье" находится недалеко от Киева, в Броварском районе. Недавно Государственное управление делами объявило, что режимный объект открыт для посетителей. Вход по предварительной записи: сотрудники резиденции формируют группы из желающих.

Еще один камуфлированный мужчина переписывает данные наших паспортов ("это для Управления госохраны"). Потом садится в машину и показывает нам дорогу. Едем недолго. Слева проплывают сельские домики, справа — волейбольная площадка. Затем путь преграждает шлагбаум. Сразу за ним — музей.

Государственной резиденцией "Залесье" теперь может пользоваться Петр Порошенко

Распахивая двери и включая свет, экскурсовод Евгений приступает к лекции.

— История "Залесья" началась с 1957 года...

Это заметно. Большая часть помещений оформлена в традициях советского провинциального музееведения. Чучела животных, старые фотографии, большая объемная карта. Судя по ней, в резиденции есть где погулять. В 1965 году охотничье хозяйство стало заповедным.

— Говорят, что забор поставили при Януковиче. Ничего подобного. Он появился в 60-х, чтобы животные не разбегались, — поясняет Евгений.

Разбегаться есть кому. Олени, лани, косули, кабаны, зубры, лоси. Во времена Союза сюда приезжали охотиться руководители страны и их гости. На стенах музея фотографии знакомых лиц: генсеки Хрущев и Брежнев, первый секретарь ЦК Компартии УССР Щербицкий. В бородатом мужике в тулупе и ушанке не сразу узнаешь Фиделя Кастро. Евгений говорит, что охотились нечестно: зверей подставляли под выстрел.

Едем дальше. Через старый сосновый лес проложены дороги с идеальным асфальтом, но никто не разгоняется: зверья и правда бегает много. Замечаю целое кабанье семейство, затем — косуль.

Снова шлагбаум. Сотрудник УГО проверяет документы и пропускает к зданию резиденции, стоящему на берегу пруда. Небольшой дом неплохо выглядит для своего преклонного возраста. Внутрь туристов не пускают, двери опломбированы ("там же спецсвязь"). Неподалеку конюшня, где можно посмотреть на коллекцию породистых лошадей. Это подарки украинским президентам. Теперь на них катают за двадцатку.

— За что ж его так?! — восклицает рядом парень, показывая на табличку: "Ахалтекинец. Кличка — Кобзон".

В 1990-х годах в "Залесье" зарабатывали валюту, разрешая охотиться иностранцам. С 2005 года отстрел запрещен. Говорят, его не нарушал и Янукович.

— У него "Сухолучье" было под боком, — поясняет Евгений, — там интереснее планировка угодий, есть плавни.

Экс-президент здесь бывал редко. Однажды с размахом праздновал день рождения: с декорациями и Киркоровым. Зато, говорит экскурсовод, резиденция понравилась Петру Порошенко. Теперь он может ею пользоваться.

Недооткрыли

Весной 2014-го украинские СМИ сообщили, что охотничье поместье "Сухолучье" смогут посетить все желающие, летом — что здесь расквартирован добровольческий батальон "Киев-2".

В этих местах любил охотиться Виктор Янукович. Для удобства создали "Общество охотников и рыболовов "КЕДР", которое взяло охотничьи угодья в аренду на 49 лет. Учредителями этого закрытого клуба стали экс-министр Юрий Бойко, экс-глава Госслужбы автомобильных дорог Владимир Демишкан и бывший губернатор Черкасской области Сергей Тулуб.

Ограда территории начинается в черте села. На контрольном пункте охранник дает указания:

— Несколько километров проедете, будет еще один КП.

О том, что здесь бывал президент, снова напоминает качество дороги.

В охотничьем имении в "Сухолучье" квартируют бойцы батальона "Киев-2"

Мы приезжаем к закрытым воротам, на них табличка "Обход №1. Вольер для содержания диких животных", рядом украинский флаг и эмблема батальона с девизом "Воля або смерть". Из домика охраны выходит молодой человек в камуфляже с автоматом Калашникова, просит предъя­вить документы.

Пока я объясняю цель визита, к воротам со стороны села подъезжают два внедорожника с номерами "К-2" и автобус с табличкой "Укрпочта". Автобус набит солдатами. Ко мне подходит мужчина в полевой форме, представляется начальником штаба. Гостям он не рад, говорит, что бойцы только вернулись с дежурства, три дня не спали, поэтому их лучше не беспокоить. Сказав, что скоро вернется, садится в мощный пикап и уезжает. Насовсем.

Все понятно: владения Януковича так и остаются закрытыми.

Леса Сухолучья относятся к Днепровско-Тетеревскому лесоохотничьему хозяйству. Его директор Василий Юхимчук говорит, что эти земли в 1967 году отвели для охоты партийной номенклатуры. Здесь водится "все, что есть в Украине".

— Экс-президент положил глаз на это хозяйство лет десять назад, когда впервые стал премьером, — рассказывает он. — Все подстраивал под себя, поставил своего директора. В 2005 году ситуация ненадолго поменялась, но когда Янукович стал премьером во второй раз, все хозяйство уже работало на него.

Часть леса тогда перешла в частную собственность. Законодательство позволяло выкупить землю для ведения сельского хозяйства. Юридически земли принадлежали фирме "Дом лесника".

— Когда Тимошенко была премьером, она отменила решение о передаче леса в частную собственность, — говорит директор "Сухолучья". — Этот вопрос до сих пор рассматривают в суде. Как там сейчас оказался батальон "Киев-2", понятия не имею. На частной территории они организовали тренировочную базу, но официальных документов мне никаких не предъявляли.

Арендатором угодий остается ОО "Кедр". При этом лес, не относящийся к частным землям, можно посещать "в пешем порядке". Вход свободный. Машины без крайней надобности стараются не пускать.

После бегства Януковича экологи предлагали устроить в Сухолучье Национальный парк. Юхимчук говорит, что Виктор Ющенко в 2005 году распорядился создать его на территории Днепровско-Тетеревского и Залесского лесных хозяйств.

— Ничего не создали, но и указ Ющенко никто не отменял, — утверждает директор.

Он подчеркивает, что сменить вывеску несложно, но для создания Национального парка требуются большие деньги.

Неприятный шлейф

Если набрать в Google словосочетание "вертолетная площадка Януковича", поисковик выдаст более 34 тысяч ссылок. Большое трехэтажное здание в центре Киева сложно назвать вертодромом. Да и работающие здесь утверждают, что основное назначение строения — конгрессно-выставочный центр.

Охранники предлагают связаться с коммерческим директором центра "Парковый" Антоном Озадовским. Окна его офиса выходят на Парковую дорогу. Помещение кажется необжитым. Как и во всем здании, чувствуется запах свежей стройки. Директор молод — ему нет и 30.

Антон Озадовский сразу пытается убедить меня в том, что объект не имеет отношения к экс-президенту. О владельце здания, фирме "Амадеус Ко", рассказывает неохотно. Поясняет, что не в курсе того, как создавалась компания, на своей должности он с 2012 года.

— Все, что я знаю, — мы владеем зданием на Парковой дороге,16-а и что у нас есть неприятный информационный шлейф, от которого мы стараемся избавиться. В учредителях у нас иностранный инвестор. Это те данные, которых достаточно, чтобы заниматься операционной деятельностью коммерческого отдела.

— А кто инвестор? — интересуюсь я.

— Могу вам посоветовать зайти в реестр, там есть вся информация о наших инвесторах и учредителях.

В Едином госреестре юридических лиц сказано, что львиную долю в уставный фонд — 444,5 млн грн внесла британская компания Fineroad Business LLP. Украинские СМИ в своих расследованиях связывали ее с "семьей" Януковича.

Рассказывая об истории объекта, Антон Озадовский говорит, что вертодром построили перед Евро-2012 по требованию УЕФА. Участок в парковой зоне киевские власти выделили в декабре 2010 года. Здание пришлось делать многоэтажным. По нормативам для такого строительства площадка должна быть поднятой над землей.

— Появилась полезная площадь под вертодромом. Решили, что здесь мог бы быть конгрессно-выставочный центр, — поясняет директор.

На его нулевом уровне — дата-центр. В апреле туда приходили с обыском. Этот визит Озадовского не удивляет.

— У нас как обычно: когда власть в стране меняется, начинаются обыски. Другой вопрос — нашли что-то или нет, — говорит он.

На первом этаже два выставочных и два конференц-зала. Один в урбанистическом стиле, второй — в классическом: дерево, паркет. Они могут превращаться в единое пространство — перегородки мобильные. Второй этаж — коворкинг-зона и банкетный зал. На третьем этаже — зона общепита и конгрессно-концертный зал на 650 посадочных или 2 тыс. стоячих мест.

— Последний этаж — это крыша, вертодром, не дающий всем покоя. На самом деле у нас есть договоры, заключенные с коммерческими компаниями, которые летают и не имеют никакого отношения к Януковичу и его чиновникам, — рассказывает директор.

Он считает, что власть должна быть заинтересована в реализации такого проекта, это "ворота для инвестиций в Украину". Озадовский утверждает, что сейчас в Киеве негде проводить международные саммиты, форумы. Есть пара площадок в пятизвездочных отелях, но они ограничены площадью и функционалом.

Директор признает, что ему не нравятся ассоциации центра с Януковичем. По его мнению, имидж удастся исправить, когда "Парковый" начнет работать. Комплекс готов на 95%, его уже давно можно было бы открыть, но сразу после Майдана, а потом во время войны устраивать праздник посчитали некорректным. К тому же сказался кризис: рынок просел. Сейчас надеются, что центр откроется весной.