Первое интервью нового министра финансов - о том, за счет чего будет стабилизирована экономическая ситуация в следующем году
Наталья Яресько согласилась дать Фокусу интервью ровно через неделю после формирования нового правительства. С двумя условиями: говорить только на украинском языке, но даже на нем не упоминать о валютном рынке.
Пока новый министр лишь входит в курс дел и предпочитает избегать конкретных цифр в своих оценках и прогнозах. Наш разговор несколько раз прерывают телефонные звонки. Она игнорирует их. Но когда в приемной кричат, что на мобильный звонит премьер, Яресько удаляется в соседнюю комнату.
Возвращается обеспокоенной. На то, чтобы взять себя в руки, уходит не больше минуты. Ухожу с отчетливым пониманием: Украина ей небезразлична. Опрометчиво употребив словосочетание "министры-экспаты", получаю в ответ полный эмоций и укоризны взгляд. И твердый голос парирует: "Я гражданка Украины".
Когда и от кого вы получили предложение стать министром финансов?
— Первое официальное предложение я получила от рекрутинговой фирмы. Случилось это за неделю до назначения. Над предложением я размышляла до последней минуты. И премьер, и президент говорили в Раде, что переговоры со мной были долгими. И это правда — мне действительно было непросто принять решение.
В каком состоянии государственные финансы?
— Дела мне передавал мой предшественник Александр Шлапак. Могу сказать, что в тяжелых условиях он со своей командой сделал очень много для того, чтобы страна была там, где она сейчас находится. Поверьте, бюджетный дефицит менее чем 4% ВВП — это очень неплохой показатель, учитывая аннексию Крыма, непрерывную войну на востоке и, собственно, экономический кризис. Думаю, что предыдущее правительство подготовило почву для начала этапа экономической стабилизации в стране. Все могло быть намного хуже.
Сейчас угроза дефолта не выглядит реальной?
— У нас не дефолтное и даже не преддефолтное состояние. Сегодня этот вопрос в правительстве даже не обсуждается. Хотя никто не скрывает, что ситуация очень сложная — Украина нуждается в срочной стабилизации финансовой системы, в том числе банковского сектора.
Хорошие знаки
На брифинге ваш коллега из Минэкономики Айварас Абромавичус заявил, что новая команда не будет долго раскачиваться и первые результаты Украина получит через год. Что вы лично будете считать успешным показателем?
— Уже в 2016 году, я надеюсь, у нас начнется экономический рост. Думаю, нам также удастся выполнить ключевые задачи — провести дерегуляцию бизнеса, демонополизацию и либерализацию рынков, восстановить доверие инвесторов к стране.
Наталья Яресько на заседании Кабинета министров
Грузинский реформатор Каха Бендукидзе к одной из ключевых задач Украины причислял сокращение бюджетных расходов. В СМИ и блогосфере уже обсуждают вероятные жесткие урезания социальных статей в новом госбюджете. Вы будете сокращать расходы?
— Мы еще не одобрили ни налоговую реформу, ни новый бюджет, и говорить о конкретных цифрах рано. У меня много идей. Одни из них требуют увеличения расходов, другие — сокращения. Нам, конечно, нужно выровнять ситуацию с дефицитом бюджета Нафтогаза и коммунальными тарифами. Также пересмотреть существующие льготы для широких слоев населения в пользу адресной помощи людям, которые действительно в ней нуждаются. Все это сейчас обсуждается. Но мы должны согласовать эти изменения внутри правительства, а затем убедить наших партнеров из МВФ в том, что наш подход правильный и что он реализуется в интересах Украины. Пока же я попросила руководителей других министерств найти у себя резервы и сократить расходы на 25%. Все средства, которые высвободятся, будут направлены на финансирование приоритетных целей. Первая из них — национальная безопасность.