Почему взрывы в Париже начались именно сейчас, и как это повлияет на Украину
Нападение на редакцию газеты CharlieHebdo в Париже, приведшее к смерти более 10 человек, принесло во Францию социальную нестабильность. На следующий день на окраине столицы была убита сотрудница полиции, а 9 января были взяты в заложники пятеро посетителей кошерного магазина.
Представители правых сил сразу же заявили, что исламисты стали прямой и непосредственной угрозой для французов, и нужно менять правила миграции.
Но эту проблему не решить простыми ограничениями на въезд, уверены эксперты. Ведь более 30 млн. мусульман уже живут в Евросоюзе. В последние несколько лет они вели себя сдержанно, но теперь все меняется.
Последней значительной акцией исламистов ЕС были взрывы в лондонском метро в 2012. В последующие годы, после Арабской Весны, влиятельность главного в то время центра испанского раикализма – Аль-Каиды – пошла на спад.
Почему теракты совершили именно сейчас?
У этого есть несколько причин.
1. Как не удивительно, главной причиной роста религиозной напряженности во Франции стали успехи нового исламистского движения – ИГИЛ (Исламского государства Ирака и Леванта).
По данным ООН, более 20% мусульман, которые живут в Европе, могут поддерживать радикальные взгляды этой организации. С другой стороны, почти 900 добровольцев из Франции уже направились воевать с ИГИЛ. Поэтому, хотя официальный Париж не вмешивается в конфликт в Ираке и Сирии, многие мусульмане все же считают его ответственным за эскалацию конфликта.
2. Евросоюз в последние годы значительно сократил финансирование разведки. По мнению Андерса Саннерстедта, профессора политологии Университета Гетеборга в Швеции, после взрывов в Лондоне многие уверились, что система предотвращения терактов налажена, и теперь можно за это не волноваться.
В результате, по данным Eurostat, разведчики потеряли более 30% своего бюджета. Политики объясняли это потребностью экономить и проводить бюджетную консолидацию.
3. Настроения исламского населения в Европе стали заметно радикальнее из-за экономического кризиса. Особенно это заметно во Франции, где проживает до 15% европейских последователей ислама. Экономика этой страны в 2015 году, по прогнозам Всемирного Банка, сможет вырасти только на 0,8%.
Французские социалисты долго раздували социальные расходы, в результате, страна уже несколько лет не может выбраться из рецессии и преодолеть рекордные показатели безработицы. Более молодежи 40% не может найти себе заработок, выше показатели только у некоторых стран на юге континента, которые уже честно попросили помощи у Брюсселя. Аналитики предполагают, что в этом году в очередь за помощью могут выстроиться и Париж с Римом.
В результате, обеднение населения, особенно мигрантов, приводит к радикализации их взглядов.
4. Наконец, уже сейчас французские исламисты, которые воевали на стороне ИГИЛ, возвращаются домой, и потому теракт в Париже может быть не последним.
Шанс для Марин Ле Пенн
Пока главным последствием нападения на газету, некогда опубликовавшую карикатуры на пророка Мухаммеда, стал рост популярности ультраправой идеологии. Так, лидера одиозного Народного Фронта Марин Ле Пенн сразу после теракта пригласили вместе с представителями более умеренных политических сил в Елисейский Дворец для консультаций с президентом Франсуа Олландом.
"Ранее такого не делали, но теперь Народный Фронт поддерживают 20% французов, и он становится важной политической силой", - говорит Focus.ua Жан-Ив Камю, аналитик Института Международной политики в Париже.
По его мнению, теперь Ле Пенн сможет мобилизовать свой электорат на областных выборах в марте и декабре, и отвоюет несколько регионов. Тогда ее партия из маргинальных перейдет в разряд очень влиятельных политических сил. Тем более, что она уже стала второй на выборах в Европейский парламент, которые прошли в мае прошлого года. Экономический кризис и новая угроза терактов будет приводить к ней все больше последователей.
Потому к 2017-му, когда во Франции будут президентские выборы, лидер Народного Фронта может стать претендентом на этот пост.
Тем более, что рейтинг нынешнего президента Франсуа Олланда рекордно низкий – не больше 15%, и он явно не сможет стать президентом опять. Другой кандидат от левых сил, премьер Мануэль Вальс, также не отличается популярностью.
Конкуренцию Ле Пенн может составить Николя Саркози, который уже был президентом до Олланда, но его репутация подмочена скандалами и разводами.
Потому к 2017-му в стране, которая считается одним из лидеров ЕС, может появиться президент, который выступает против этого союза, требует закрыть границы для мигрантов и ужесточить контроль мусульман.
Теракты аукнутся и в Украине
Для Украины наиболее опасно то, что Ле Пенн откровенно поддерживает действия Владимира Путина.
Конечно, по мнению Лизы Соддерс из исследовательской корпорации RAND, если Марин Ле Пенн таки станет президентом, то резкость ее заявлений значительно снизится. Но Франция и сейчас не горит желанием продолжать экономическую блокаду России, а при ультраправом президенте вообще может отказаться от политики давления на Москву.
В Брюсселе обеспокоены правым уклоном, появившимся во многих европейски странах. В правительстве ЕС постоянно критикуют экстремистские призывы британских и немецких партий, требующих постепенно прекратить миграцию с Ближнего Востока и выселить обратно на родину всех мусульман, которые попали в их страны незаконно.
Рост националистических настроений во Франции еще больше усилит неприятие правых партий официальным Брюсселем. В таких условиях европейские политики, к сожалению, будут менее критичны к посылам московской пропаганды, пытающейся убедить весь мир, что в Украине к власти пришли фашисты.
В целом большинство экспертов уверенны, что политика открытости и мультикультурализма в ЕС сохранится даже теперь, после начала терактов. Европа лишь усилит противодействие террористам. Юдит Клаусен из Совета по Внешней политике завила Focus.ua, что вскоре бюджеты разведок в Европейских странах опять начнут расти, несмотря на кризис, так как призрак исламского терроризма опять стал ближе к ЕС.