Разделы
Материалы

Сергей Згурец: Украина должна сделать ставку на ассиметричную войну

Дмитрий Синяк

Военный эксперт рассказал, сможем ли мы проивостоять российско-террористическим войскам в случае начала полномасштабного наступления

Сергей Згурец - директор информационно-консалтинговой компании Defense Express, автор серии книг "Оружие Украины"

Готова ли Украина к полномасштабной войне с Россией? Есть ли у нас своя линия Маннергейма?

— То, что полномасштабная война с Россией — реальность, стало понятно только после Иловайской трагедии. Поэтому лишь с сентября прошлого года Украина начала готовиться к такой войне.

Многое уже сделано, но еще больше предстоит сделать. Времени мало, но каждый день нам во благо, потому что украинские заводы оборонной промышленности сейчас работают в три смены.Также идет активная работа по поиску всего необходимого для эффективной обороны за границей.

В четырехсоткилометровой зоне от линии фронта действительно создана полоса обороны. Это сеть укрытий от артиллерийского огня, которая определенно сбережет жизни наших солдат.

Какие военные преимущества есть у Украины, если начнется "большая война"?

Главное наше преимущество перед Россией — это значительный мобилизационный ресурс. Как бы плохо ни были обучены и вооружены наши солдаты, само их количество может заставить Кремль пересмотреть свои захватнические планы.

Ведь в войне далеко не все решает техника. Мы начали самую масштабную с 1945 года мобилизацию в Европе, за десять месяцев поставив под ружье свыше 100 000 человек.

Все силовые структуры увеличились вдвое, возникли добровольческие батальоны, партизанские отряды, корпус Правого сектора. Думаю, сейчас можно говорить о том, что количество людей в Украине, умеющих воевать, превышает полмиллиона человек.Это уже немалая сила, с которой так или иначе придется считаться.

Кроме того, истории известно множество примеров, когда малые армии побеждали армии супердержав. Они добивались успеха, делая ставку на ассиметричные подходы в противодействии противнику. Именно на такую ассиметричную войну должна делать ставку и Украина.

Ярким примером ассиметричного поединка можно считать схватку Давида с Голиафом. Успешные ассиметричные войны вели Вьетнам против США и Афганистан против СССР.

Разве россияне не смогут увеличивать свою армию?

Россиянам очень непросто увеличивать численность своих группировок вокруг Украины, поскольку у них много проблемных точек: Прибалтика, Польша, Китай, Кавказ.

Кроме того, они должны воевать так, чтобы не вызывать общественного осуждения.

Пока гибель тысяч российских солдат прикрывает пропагандистская машина, утверждающая, "что только так мы могли защититься от НАТО". Но очень может быть, что, начав полномасштабную войну, Путин переступит болевой порог нации. Это может иметь для него фатальные последствия.

Как же Путин будет восполнять потери в живой силе?

— Скорее всего, в случае опасности россияне будут закрывать горячие точки переброской десантников. Вторая возможность выровнять соотношение сил — поднять в небо боевую авиацию. Российские штурмовые вертолеты МИ-28Н, способные вести боевые действия ночью, могут нанести очень большой урон.

Нам необходимо разработать стратегию защиты от них, завершив разработки собственных средств поражения "ночных убийц" и повысив интенсивность подготовки нашей мобильной противовоздушной обороны.

А достаточно ли у нас систем противовоздушной обороны?

— Систем противовоздушной обороны не бывает много. Нехватку зенитных ракетных комплексов мы должны компенсировать их мобильностью.Сейчас пэвэошники должны ежедневно тренироваться на полигонах. Только тогда они смогут отразить российские авианалеты.

Советские комплексы "С-300", "Бук" и "Стрела"— наш основной щит от российских ударных вертолетов и штурмовой авиации. Это надежные и эффективные системы, и если использовать их правильно, мы сможем успешно противостоять российским авианалетам.

Достаточно ли у нас бронетехники?

— Почти все украинские бригады связаны боевыми действиями на востоке страны. Поэтому решение о создании еще трех бригад более чем своевременное.

Но одной мобилизации мало. В бой должны идти обученные части, обеспеченные исправной бронетехникой, артиллерией, средствами разведки, радиоэлектронного подавления и связи.

Еще в 2010 году мы подсчитали, что если создавать бригаду с нуля, на оснащение ее только лишь современными системами связи придется потратить около 1,5 млрд грн. Деньги придется в срочном порядке находить, чтобы создавать реально боеспособные подразделения.

Что скажете об артиллерии, которую, как и во Второй мировой, вполне можно назвать богом нынешней войны?

— В нынешней войне главной ударной силой и основным средством обороны является артиллерия. Она способна компенсировать недостатки подготовки бронетанковых и мотострелковых войск.

У нас есть две артбригады и два артполка, недавно принято решение о создании еще трех артбригад. Однако в артиллерии тоже немало проблем, которые нужно срочно решать.

В каждой артбригаде должно быть несколько десятков систем обнаружения целей противника, достаточное количество беспилотников. Все это необходимо либо срочно производить, либо закупать.

Хватит ли нашей армии боеприпасов для активного ведения боевых действий?

— К сожалению, в Украине нет ни одного завода по производству боеприпасов. Мы используем советские снаряды и ракеты, которых немало осталось на складах, расположенных в нескольких областях нашей страны.

Но срок хранения этих боеприпасов давно истек, что отражается на эффективности стрельбы. Не все снаряды долетают до цели, не все точно попадают в цель.

Увеличивая количество огневых точек, мы в какой-то мере компенсируем эти недостатки. Однако стволы многих наших артсистем изношены. Теперь в срочном порядке мы должны найти способы пополнения своих арсеналов качественными боеприпасами для ствольной и реактивной артиллерии.