Разделы
Материалы

Спасение страны важнее денег МВФ, – депутаты о военном положении

Юлия Самсонова
Повестка в военкомат

Депутаты Семен Семенченко и Андрей Ильенко – о том, почему они за введение военного положения, и как этот шаг поможет бороться с нарушениями в тылу

Семен Семенченко

Народный депутат, член фракции "Самопомощь", первый замглавы Комитета ВРУ по вопросам нацбезопасности и обороны

Пора ли вводить военное положение в Украине?

– После смены главы Генштаба нужно вводить военное положение хотя бы в ряде областей. Давать нынешнему руководству Генштаба в руки еще больше власти точно не стоит. А вот после его смены и назначения человека, которому доверяет общество, – вполне возможно.

Если ввести военное положение на территории всей Украины, экономика будет обеспечивать нужды военного времени. В Донецкой и Луганской областях и так немногие предприятия продолжают работать, к тому же, значительные части этих регионов контролируют сепаратисты. Какой смысл вводить военное положение в отдельных областях?

– Я сказал "хотя бы", потому что у нас существует баланс между желанием выглядеть миротворцами и необходимостью воевать. Если приходится выбирать – пусть хотя бы на части территории введут военное положение.

Как скоро главу Генштаба Виктора Муженко могут убрать с должности?

– Не знаю. Вчера мы вместе с депутатом Егором Соболевым перед отъездом в зону АТО ходили в Администрацию Президента, пытались донести нашу позицию о необходимости серьезных кадровых изменений. Мне показалось, что нас услышали.

Я не хочу обсуждать достоинства и недостатки генерала Муженко. Армия ему не доверяет, и это главное. К тому же, сейчас идет информационная война против добровольческого движения, а также для срыва мобилизации. Рассказывают о том, что генералы отправляют солдат на убой, на мясо. С этим нужно что-то делать.

Является ли введение военного положения препятствием для получения денег от МВФ?

– Вопрос не в том, ждать или не ждать поступающих денег, а в том, что уже завтра может быть нанесен удар. Нам страну нужно защищать. Завтра в Харькове и в Одессе могут восстать сепаратистские анклавы.

Завтра люди, требующие третьего Майдана, в том числе на деньги Путина, могут начать подрывную работу. Поэтому сейчас нужно думать о спасении страны, а не о деньгах. Хотя этот вопрос не менее важен.

Почему, по-вашему, военное положение до сих пор не ввели?

– Из-за нежелания воевать, отсутствия веры в свои силы, надежды на то, что через дипломатию от России можно чего-то добиться, ожидания денег от МВФ и прочего.

Если президент выступит с инициативой о введении военного положения, фракция "Самопомощь" проголосует в поддержку такого решения?

Да.

Андрей Ильенко

Внефракционный народный депутат (партия "Свобода"), член Комитета ВРУ по вопросам правовой политики и правосудия

Почему партия "Свобода" настаивает на введении военного положения?

– Свобода заявила о необходимости введения военного положения еще в начале марта прошлого года, когда началась российская агрессия в Крыму.

Вокруг этой темы много манипуляций. Например, что военное положение – это оглашение войны. Или что после введения военного положения нам не смогут предоставлять военную помощь – можно подумать, мы сейчас ее получаем.

Что такое военное положение? Это переход всей экономики, государственного аппарата, правовой системы, информационной сферы в режим военного времени. Вся экономика начинает работать на войну, вводится контроль информационной сферы, госаппарат перестраивается под военный режим, а не так как сейчас: армия воюет, а госаппарат работает по законам мирного времени. Это мешает эффективно руководить и страной, и войной.

Введение военного положения создает правовые основы для конфискации имущества тех, кто поддерживает сепаратизм. Во время военного положения, независимо от того, находится человек, на фронте или в тылу, он вовлечен в процесс обороны.

Это мобилизация не только людей, которых забирают в армию. И у последних, кстати, возникает вопрос: почему их забирают, если военного положения нет. Военное положение открывает больше возможностей бороться с теми нарушениями, которые происходят в тылу: с попытками пятой колонны расшатывать ситуацию, подрывать боевой дух, вести пропаганду.

Нужно вводить военное положение на всей территории, или только в отдельных областях?

– На эту тему можно дискутировать. Я считаю, что на всей территории Украины. Это ведь война не за Донецкую и Луганскую обл. Это война, которую Россия развязала против всей Украины. Ее цель – полное уничтожение нашей страны.

Премьер-министр несколько дней назад заявил, что нужно всю Украину переводить на военные рельсы. Я так понимаю, что в руководстве страны о военном положении говорят, но пока не хватает политической воли наконец-то включить все механизмы, которые могут улучшить обороноспособность.

Президент, парламент и правительство сегодня должны встать и сказать, что у нас идет полномасштабная война. Я не вижу, как этот конфликт может решиться через месяц и даже через полгода. Россия не настроена идти мирным путем.

Очередное наступление и трагедия в Мариуполе должны окончательно открыть всем глаза на то, что Россия не остановится. Никакая обеспокоенность и призывы опомниться не работают, ни один пункт Минских договоренностей РФ не выполняет.

Единственное, что может остановить Россию, – сильная украинская армия и жесткие международные санкции. Война начиналась не за Крым и Донбасс, а за всю Украину. Поэтому отсоединения Донбасса не стоит даже рассматривать. Если Украина перестанет за него бороться, следующим будет Харьков, Днепропетровск, Одесса и т.д.

Повлияет ли введение военного положения на позицию МВФ в отношении перечисления очередного транша Украине?

– Каким образом одно зависит от другого? У нас и так сейчас война, и все это видят. Каждый день гибнут люди, часть территории оккупирована. Я не понимаю, почему сейчас МВФ нам должен дать деньги, а если мы введем военное положение – не должен.