Экс-министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко рассказал Фокусу о спорных моментах Минских соглашений
То, что произошло в Минске, — компромисс. Лица переговорщиков не выглядели счастливыми, потому что каждому пришлось пойти на уступки. Новые договоренности — то, что можно было сделать в этой ситуации. Завтра ситуация изменится, компромиссы будут другими.
Тезис "все пропало" ошибочный, поскольку принципиальный момент для Украины в том, что нам действительно нужна мирная передышка, хотя бы небольшая. Необходимо время для укрепления армии, и, кроме того, должны стартовать экономические реформы. Под обещания реализовать эти реформы нам дают солидную помощь международные доноры. В этом и есть весь смысл новых минских соглашений для Украины. Будут ли договоренности выполняться другой стороной — ключевой момент.
Любые соглашения подписываются, когда стороны доверяют друг другу. А в данном случае ситуация абсолютно иная. Поскольку Украина не доверяет России, а та не доверяет нам, значит, надежд на то, что договор будет выполняться, нет. Москва хочет повесить на Украину "подарок" в виде разграбленного и разрушенного Донбасса, на который мы будет тратить деньги доноров. Таким образом, мы будем стоять на месте, а власть на местах фактически останется у бандитов. Вот главная цель российской дипломатии, а чтобы ее достичь, как раз нужно провести выборы и внести изменения в Конституцию. Поскольку сделать это в течение месяца невозможно — для этого нужно две сессии Верховной Рады — в Кремле рассчитали, что и контроль границы украинской стороной можно будет установить не раньше конца этого года.
Для Путина эти переговоры — последний шанс. В отличие от СССР, Россия сильно интегрирована в мировое экономическое пространство и зависит от него. Было бы желание Запада, российская экономика упала бы через два-три месяца. Но желания такого нет, потому что неизвестно, что делать со всеми последующими за этим шагом проблемами. Так что пока идет игра в кошки-мышки. Минск-2 для Путина — это своего рода очередное 355-е китайское предупреждение, ведь последствия невыполнения договора могут быть катастрофическими в плане сохранения России как государства.
В минских соглашениях много спорных моментов, в частности связанных с изменением Конституции. Российские СМИ успели сообщить, что Украина должна менять Основной Закон под "ДНР" и "ЛНР", но это не более чем фейк. Министр иностранных дел Павел Климкин заявил в парламенте, что Украина не брала на себя обязательств менять Конституцию. Ни одна делегация в здравом уме не может на себя взять такие обязательства.
Довольно неожиданный пункт про амнистию, поскольку невозможно амнистировать людей, совершивших преступления против человечности. Международное право подразумевает, что такие преступления не имеют срока давности, а то, что они были совершены в Донбассе боевиками, — очевидный факт. Даже правозащитники со стороны Олланда сразу отреагировали и поставили вопрос о преступниках, сбивших малайзийский боинг. Пункт об амнистии — очередное доказательство того, что документ составляли и утверждали наспех. Но это не означает, что кому-то удастся уйти от ответственности. Для украинской власти важно собрать все доказательства агрессии и преступлений российской стороны, оформить документы и подать иск в Международный трибунал.
Фото: Getty Images