Разделы
Материалы

Замгенпрокурора Давид Сакварелидзе: Буду заниматься очисткой прокуратуры

Юлия Самсонова
Давид Сакварелидзе / Фото: tabula.ge

Давид Сакварелидзе, назначенный 16 февраля заместителем генпрокурора, рассказал Фокусу, какие реформы ждут прокуратуру и когда заработает Антикоррупционное бюро

В Украину 33-летний Давид Сакварелидзе прибыл пять месяцев назад. Вместе с командой Михаила Саакашвили работал над антикоррупционной реформой. 12 февраля на своей странице в Facebook сообщил, что после долгих раздумий согласился на просьбу друзей и коллег включиться в строительство институтов, борющихся против коррупции в Украине. В тот же день стало известно, что политик претендует на должность главы Антикоррупционного бюро. Однако дожидаться решения конкурсной комиссии он не стал — в понедельник, 16 февраля, генпрокурор Виктор Шокин заявил о назначении Сакварелидзе своим заместителем.

Это решение выглядит закономерным — у политика большой опыт работы в прокуратуре: в 2009–2012 годах он занимал должность первого заместителя главного прокурора Грузии, до этого был прокурором Тбилиси, регионов Шида-Картли и Мцхета-Тианети.

12 февраля стало известно, что вы претендуете на должность главы Антикоррупционного бюро, а через четыре дня вас назначили заместителем генпрокурора. Почему так быстро сменились приоритеты?

— Для меня должность — лишь инструмент для достижения целей и получения результатов. Я готов работать везде, где будет нужен мой опыт: и в Генпрокуратуре, и в Антикоррупционном бюро. Решать это украинцам, комиссии, руководству и политической элите Украины.

Моя главная цель — сделать максимум для создания современной системы прокуратуры в Украине, которая будет служить интересам общества. Грузинская команда не искала работу в Украине. Мы приехали заниматься делом и надеемся, что результаты будут. Впереди много работы, и это нас не пугает. Этот путь мы уже проходили.

Что входит в круг ваших обязанностей?

— Я буду отвечать за координацию реформы всей прокуратуры, кадры, конкурсные и аттестационные комиссии и заниматься очисткой прокуратуры. У меня будет возможность открыть двери для новых, порядочных и профессиональных кадров.

Вас не смущает то, что вы не будете допущены к следствию?

— Нет. Этим будут заниматься мои коллеги. Я планирую помогать им подбором мотивированных профессионалов, чтобы следствие стало более качественным, а доверие общественности к прокуратуре росло.

Вы сняли свою кандидатуру с конкурса на должность главы Антикоррупционного бюро?

— Нет, я все еще кандидат.

Возможно ли совмещение должности главы Антикоррупционного бюро и заместителя генпрокурора?

Нет, это невозможно.

Какую должность вы предпочтете, если комиссия остановит свой выбор на вас?

— Посмотрим. Впереди конкурс. Пока передо мной стоит задача работать в Генпрокуратуре 24 часа в сутки.

Вы входили в состав группы, занимавшейся имплементацией закона об Антикоррупционном бюро. С чего начнется работа этого ведомства?

Мы понимаем, что общественность устала ждать, когда это бюро заработает. Первым делом нужно сформировать штат ведомства. Нужно набрать молодых энтузиастов, которых в Украине много, и создать для них нормальные рабочие условия. Уже есть четкий график, расписанный по дням. В нем учтены все процессы: как будет происходить подбор кадров, где их будут искать, какие тесты будут сдавать кандидаты, кого привлекут в качестве экспертов, какие будут проводиться тренинги и т. д.

Что самое главное — на переходном этапе работы планируется создание следственных групп, в которые будут привлечены как действующие следователи, так и иностранные эксперты. С последними ведутся переговоры, и 70% из них уже завершены. Из числа иностранных экспертов привлекаются и американцы, и европейцы, и даже специалисты из азиатских стран. Это действующие прокуроры и следователи, которые занимались борьбой с коррупцией и отмыванием денег, незаконной легализацией и т. д. Так что все запчасти автомобиля уже собраны, и они запустятся, как только Антикоррупционное бюро заработает. А произойдет это до лета.

Какие дела будут расследоваться в первую очередь?

— Коррупционные схемы бывшего правительства. Также, я думаю, будет поступать очень много жалоб на схемы, действующие в Украине сейчас. Они представляют не меньшую опасность для строительства государства, чем вопросы территориальной целостности. Фактически в Украине два фронта. Первый — на востоке, это борьба за целостность страны. Второй — борьба против масштабной коррупции. Если в Украине не будут созданы европейские институты и она не встанет на ноги, выиграть войну и поднять экономику будет невозможно.

Антикоррупционная реформа должна быть жесткой, а толерантность к коррупции — нулевой, кто бы ни был коррупционером и в какие политические круги ни входил. Это наш подход. Сегодня украинское общество ждет от нас чудес. Как только бюро заработает, можно будет определить, какие дела и в какой последовательности оно будет расследовать.

Вы уже получили украинский паспорт?

— Нет, но скоро получу. Можно сказать, что я уже гражданин Украины. Хотя от грузинского гражданства я пока не отказался.