80 дней – критический срок голодания – считают медики и участники голодовок протеста, опрошенные Focus.ua
2 марта адвокат украинской летчицы и народного депутата Надежды Савченко – Николай Полозов рассказал об обследовании своей подопечной немецкими медиками в московском СИЗО. По их мнению, если Савченко продолжит голодать, 6-8 марта произойдет точка невозврата, за которой инвалидность либо смерть.
Focus.ua спросил у медиков, которые участвовали в голодовках протеста или оказывали помощь их участникам, какие изменения происходят в организме после 80 дней отказа от еды.
- Я не знаком с Надеждой Савченко лично, но как старый голодальщик советской поры, прекрасно понимаю, что происходит.
И я понимаю на самом деле, что она умрет. И, в общем, ни за что. Она, конечно, героическая женщина, ее именем назовут улицы, но это страшно. На примере Савченко Путин демонстрирует Западу, что он не вмешивается в решение человека уйти из жизни.
Я голодал один раз 112 дней, другой раз – 114 дней, но было постоянное принудительное кормление через зонд. И я не хотел умирать – когда почувствовал дыхание смерти, я прекратил голодовку. У нее ситуация чище, о ней известно, и это ее самозащита от принудительного кормления.
Судя по тому, что рассказывают адвокаты, я подозреваю, что там начались очень серьезные необратимые последствия. Современные медицинские технологии, примененные сегодня-завтра, могли бы ее вытащить, и она бы жила, но подозреваю, что какая-то инвалидизация уже неизбежна. Психологически это все тоже очень не просто. Я же помню себя, мы все, лагерные люди, выходили калеками.
- Голодовка во время Революции на граните в Киеве длилась 16 дней, это невозможно сравнить с почти 80 днями без еды Нади Савченко.
Чтобы говорить о ее состоянии, я как врач, должен был бы ее осмотреть, или иметь объективные данные о ее здоровье. Но, в любом случае, 80 дней – критический срок голодания, потому что организм уже использует не внутренние запасы, а собственную мышечную ткань как элемент питания, как белок.
Первые два месяца – безопасная голодовка – у большинства людей среднего телосложения в это время используются собственные запасы жира. После этого начинается питание за счет необходимых тканей внутренних органов. Наступает атрофия – уменьшение мышечной массы, в том числе, атрофия сердечной мышцы, а это уже очень серьезная опасность. Кроме того, начинается отравление азотными веществами, и страдают от этого почки. Это то же самое, как если бы при диете есть исключительно белок.
Состояние голодающего зависит от многих факторов: запас прочности организма, насколько активно двигался человек во время голодовки, при какой температуре находился. Например, 16-дневная голодовка на улице приравнивается к 25 дням в помещении, поскольку организм тратит силы на адаптацию. Женщины обычно переносят голодовку легче, поскольку у них больший запас жировых клеток. Но 80 дней без еды – это уже критические изменения в организме.
- В 1990 году во время студенческой голодовки я отвечал за медслужбу, мы тогда наладили сбор анализов, на каждого завели карточку, у нас была передвижная лаборатория. Голодали приблизительно сто человек, помню, были случаи, когда подбрасывали отравленную еду, пытались деморализовать участников – подсылали провокаторов. Спустя некоторое время трое участников умерло от болезней, полученных вследствие голодовки.
Надо чтобы Надежда выходила из этого состояния постепенно, через инъекции, она нам нужна живая. Путин не стоит ее смерти, а сама Савченко – гвоздь в его гроб.
– Ситуацию Надежды Савченко невозможно сравнить с протестной акцией студентов 1990 года. Наша акция длилась шестнадцать дней, а не восемьдесят. Отказывались от еды только парни, девушкам запрещалось голодать. Очень важен психологический фактор: мы были вместе, поддерживали друг друга. Надя голодает одна, в российской тюрьме, находится под постоянным давлением.
Слышала в новостях вердикт немецких врачей: точка невозврата наступит 6-8 марта. За 80 дней голодовки, которые Надежда уже пережила, из организма уходят глюкоза, содержащаяся в печени, белки и жиры. Происходят истощение всех процессов, дистрофия тканей, изменения внутренних органов. Атрофируются энтероциты (клетки эпителия кишечника). Даже если в организм сейчас поступит пища, эти клетки не смогут ее усвоить. Поэтому опасность для голодающих людей представляет не только сама голодовка, но и выход из нее. Капельницы с физраствором, которые получает Савченко, не заменят еды и существенно не облегчают ее состояние.
Татьяна Селезнева, Ирина Гамалий