Девять вопросов политологу Михаилу Басарабу о том, в чем плюсы и минусы признания части Донбасса временно оккупированными территориями
25 марта вступило в силу постановление Верховной Рады о временно оккупированных территориях Донбасса. Что это означает? Представители "ДНР" и "ЛНР" критиковали Киев за то, что украинская власть пытается выйти из минских договоренностей.
– Это дополнение к Закону Украины "Об особенном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей".
Формально Киев не вышел за рамки минских соглашений. Но в действиях украинских властей наконец-то просматривается хоть какая-то хитрость, готовность говорить с Путиным его же языком – языком двойной дипломатии.
Если следовать логике поправок к закону, то политические и экономические обязательства перед оккупированными территориями Украина начнет выполнять лишь в случае беспрепятственного проведения там местных выборов в соответствии с украинским законодательством и под плотным контролем международных наблюдателей.
Украина сознательно выдвинула условие, на которое не может быть мгновенного согласия со стороны Кремля и его марионеток из "ДНР" и "ЛНР". Таким образом, наши власти отодвинули на некоторое время вопрос восстановления и финансирования Донбасса за украинские деньги.
Почему многие эксперты считают принятие постановления и поправок к закону недостаточными мерами?
Формально Киев не вышел за рамки минских соглашений. Но в действиях украинских властей наконец-то просматривается хоть какая-то хитрость
– Украина все-таки продолжает двигаться в рамках минских соглашений, которые не могут считаться финальной точкой решения донбасского кризиса. "Минск" – это лишь один из промежуточных этапов на пути к деэскалации конфликта. Минские договоренности написаны по шпаргалке Путина.
Зачем тогда Рада принимала эти документы, если они не меняют общей картины?
– Это был ответ на настоятельные рекомендации общественности. Последний месяц эксперты часто говорили о необходимости изменить повестку дня, которую нам навязал Путин. Но для этого нужно было бы не отодвигать во времени момент вступления в силу положений закона об особенном порядке местного самоуправления на Донбассе, а принять решение по аналогии с законом об оккупированном Крыме. Тогда бы мы и в самом деле вышли за пределы логики минских соглашений. Это был бы самый адекватный ответ Кремлю в его двойной игре.
В чем суть кремлевской "двойной игры"?
– В том, что на дипломатическом уровне речь идет о мире и целостности Украины, а в реальности мы имеем дело с вооруженной российской агрессией против суверенного государства. Путин желает, чтобы Донбасс формально остался в составе Украины, а реально превратится в автономию с исключительными правами, которая будет подчиняться Кремлю. Западные политики втягиваются в эти дипломатические спекуляции, обсуждают нюансы, о чем-то спорят, а тем временем гибнут украинские граждане.
Что в этих раскладах изменил бы Закон о временно оккупированных территориях Донбасса?
– Это бы означало, что Украина в ответ на двойную игру россиян, начала бы свою двойную игру. Не надо демонстративно выходить из минских соглашений. Но имеет смысл назвать вещи своими именами и признать очевидное: определенные районы не подчиняются Киеву и потому мы вынуждены отказаться от экономических, социальных и политических обязательств перед населением, которое там проживает.
И оккупированный статус эти территории должны обрести не только до момента проведения законных местных выборов согласно украинскому законодательству, а до полного освобождения украинской земли от российского агрессора и его марионеточных режимов "ДНР" и "ЛНР".
А сейчас разве не так? Государство ведь не выплачивает бюджетных пособий в этом регионе.
– Не выплачивает, потому что этому препятствуют террористы. Получается, как только боевики разрешат провести выборы, обеспечат условия для финансовых перечислений и беспроблемной работы государственных учреждений – Украина обязана будет по полной программе выполнять свои обязательства перед ними. А заодно вынуждена будет легализовать лидеров террористов в качестве новоизбранных депутатов и председателей местных советов в Донецкой и Луганской областях.
Украина сознательно выдвинула условие, на которое не может быть мгновенного согласия со стороны Кремля
Де-факто, Закон об оккупированных территориях означал бы отказ Украины от них, не так ли?
– Временный отказ. Это с одной стороны. С другой – это как бы послание пророссийски настроенному населению: вы хотели независимости, берите. Ведь линия разграничения, установленная в рамках минских договоренностей, в этом случае становится государственной границей.
Массовым сознанием местных жителей постоянно манипулировали российские политтехнологи, внушая людям мысль, что они сражаются за свободу, против оккупантов. После того, как мы признаем, что не намерены вмешиваться в их дела, они должны будут отдавать себе отчет, что ведут наступательную войну, которую инициирует не Киев. Возможно, часть населения догадается - кто на самом деле эту войну инициирует. Такой сценарий развития событий в планы Путина не вписывается.
Не бросаем ли мы тем самым на произвол судьбы украинцев, живущих в Донбассе?
– Учитывая российскую агрессию, мы в любом случае не можем гарантировать соблюдение прав человека на этих территориях. Большинство тех граждан, которые хотели выехать этих территорий, уже выехали.
Этот закон позволит прекратить войну?
Скорее так: если бы такой закон был принят, у Путина стало бы намного меньше возможностей для манипуляции на Донбассе, в России и в кругах западных политиков.