Разделы
Материалы

Отжать и не сдаваться. Как в "ДНР" и "ЛНР" борются за сферы влияния

Алексей Батурин
Фото: sq.com.ua

Координатор группы "Информационное сопротивление" Дмитрий Тымчук рассказал Фокусу, как сепаратисты борются между собой за сферы влияния в Донбассе

Несколько дней назад в Донецкой области произошел конфликт между местными контрабандистами и представителями руководства "ДНР", потребовавшими долю. В Луганской области лидеры "ЛНР" пытаются взять под контроль шахты, назначая их руководителями своих людей.

Координатор группы "Информационное сопротивление" Дмитрий Тымчук констатирует, что на оккупированных территориях Донбасса время от времени возникают стычки между полевыми командирами, которые борются за влияние над бизнесом региона. Однако дележ в целом завершен.

– Изначально на оккупированных территориях действовало много бандформирований, не подчинявшихся единому руководству, – рассказал Фокусу Дмитрий Тымчук. – Тогда для России главным было раскачать ситуацию любыми способами. Соответственно, Россия поддерживала всех, кто мог выступить против Украины. Но наступил момент, когда стали создаваться централизованные структуры, когда от управляемого хаоса перешли к организации квазигосударственных формирований "ЛНР" и "ДНР". Здесь и возникла проблема, поскольку вожаки местных бандформирований посчитали себя царями и богами, застолбив за собой участки.

Олигархов поделили на "своих" и "чужих". Рядовые боевики с самого начала событий четко знали, куда можно стрелять, а куда нет

Между ними были стычки за зоны влияния. Одни занимались металлоломом, вытягивали с мест, где были бои, тонны поврежденной техники. Кто-то занимался угольным бизнесом, кто-то контрабандой топлива и так далее. Эти сферы ответственности не без применения силы были поделены. В итоге, когда осенью прошлого года руководство "ДНР" и "ЛНР" начало создавать какую-то централизованную структуру, начались жесткие разборки с исчезновением неугодных командиров, которые не шли на контакт.

Последний мощный оплот – это было так называемое казачество, которое контролировало юг Луганской области. Руководители сепаратистских организаций разбирались с ними с помощью российских "специалистов". Там были реальные боевые столкновения. Часть ретировалась обратно в Россию, часть согласилась перейти под единое руководство.

Сейчас идут разборки по топливному бизнесу. Если раньше некие товарищи сидели на границе с Россией, теперь более выгодным стал контрабандный бизнес с территорией, контролируемой Украиной, то есть, через линию фронта. Они перебираются на запад, к линии разграничения. На прошлой неделе мы давали сообщение: было несколько столкновений на почве контрабанды топлива, затем конфликтующие стороны сели за стол переговоров и стали решать, как будут делить бизнес. Эти люди – полевые командиры и чиновники "ДНР" второго эшелона. По просьбе СБУ мы не называем фамилии этих людей.

Крупные предприятия уже давно поделены. Сейчас сферы влияния можно определить, просто посмотрев на карту территорий "ДНР" и "ЛНР". Руководство "ДНР" отвечает за оккупированные районы Донецкой области, "ЛНР", соответственно, - Луганской. Проблема была, когда существовало много бандформирований, неподконтрольных Донецку и Луганску. Потому что с одной стороны "ДНР" и "ЛНР" направляли туда своих функционеров, чтобы устанавливать контроль, а местные полевые командиры считали, что это их дойные коровы.

Сегодня все крупные предприятия платят мзду. Пошла практика назначения "смотрящих". Это уже не грабители-уголовники, а, скорее, бухгалтеры. Они копаются в бухгалтерской документации, отслеживают финансовые потоки и строго следят за тем, чтобы определенная доля уходила "на нужды республики".

Осенью прошлого года в "ДНР/ЛНР" начались жесткие разборки с исчезновением неугодных

Многие предприятия не сменили собственников, хотя в некоторых случаях проходила так называемая национализация. Например, по нашей информации, имущество Коломойского "национализировали" одним из первых. Но имущество других олигархов, объектов, которые принадлежат тому же Ахметову, в очень хорошем состоянии. Их мало кто трогает, что вызывает массу вопросов. Более того, есть информация, что продолжается переброска с территории Украины материально-технических ресурсов под маркой обеспечения этих предприятий. Мы давали небольшой отчет по поводу двухсот вагонов, с которых суд в Краматорске снял арест, чтобы они переместились на территорию "ДНР". Это имущество принадлежит ДТЭК.

Олигархов поделили на "своих" и "чужих". Рядовые боевики с самого начала событий четко знали, куда можно стрелять, а куда нет. Поэтому и получалось, что стоит какой-нибудь завод, допустим, Ахметова, вокруг идут обстрелы полным ходом, но ни один снаряд на территорию этого объекта не падает. При этом нельзя доказать договоренности с руководителями сепаратистов, за руку никого не поймали.

Через линию фронта торговля с этими территориями идет полным ходом, непонятно на каком основании. Хотя здесь сразу возникают вопросы по типу тех, которые касались социального обеспечения. Вопрос с пенсиями и бюджетными дотациями решили постановлением Кабмина. Работа предприятий на оккупированной территории нуждается в еще одном политическом решении. Сейчас по всей Украине продается продукция луганских предприятий. Она попадает в торговые сети, потому что запрета на ее ввоз нет. Точно так же туда попадают полуфабрикаты и сырье.