Разделы
Материалы

Большая чистка. Как правильно арестовать украинского чиновника

Юлия Самсонова
Коллаж: Сергей Гетун

Украинские правоохранители взяли на вооружение мировой опыт задержаний коррумпированных чиновников

За последние недели чистка рядов госслужащих пошла невиданными темпами. Кроме руководителей Государственной службы по чрезвычайным ситуациям, арестованных 25 марта прямо на заседании Кабмина, под раздачу попало все начальство Государственной фискальной службы, глава Госфининспекции, руководство Юго-Западной железной дороги, заместитель генпрокурора и даже губернатор Днепропетровской области. Решающую роль в судьбе Игоря Коломойского, уверяет народный депутат Сергей Лещенко, сыграл звонок вице-президента США Джо Байдена Арсению Яценюку. "По словам моих источников, Байден призвал Яценюка и его политическую силу продемонстрировать единство с президентом Порошенко в вопросе обуздания Коломойского". Кроме подозрений в коррупции отстраненных и уволенных чиновников объединяет отсутствие мощного политического тыла.

Внезапная активность украинских силовиков похожа на попытку власти ответить Западу на обвинения в саботаже борьбы с коррупцией и отсутствии реформ. Так, по крайней мере, последние события восприняли европейские и американские СМИ. Сразу после задержаний руководства ГСЧС они взорвались критичными текстами, а самые радикальные и вовсе назвали происходящее в Киеве "показухой". "Правительство Яценюка изо всех сил старается показать, что не жалеет сил для проведения болезненных реформ и уничтожения глубоко укоренившейся коррупции ради получения помощи Запада", — резюмировали в Reuters.

142-е

место занимает Украина в рейтинге восприятия коррупции согласно отчету Transperency International

Не все попытки создать видимость борьбы с коррупцией одинаково успешны. Если отстранение, а после и увольнение руководства Государственной фискальной службы для Кабмина прошло без имиджевых потерь, то начальство Госфининспекции подготовило Арсению Яценюку неприятный сюрприз. Главу ведомства Николая Гордиенко отстранили 4 марта. Озвучивая обвинения в адрес руководства инспекции, премьер не сдерживался: "…по данным финансовой проверки надо всему руководству концерна ("Антонов", занимается разработкой и строительством самолетов. — Фокус) дать по ордену, но при этом концерн на грани банкротства", — возмущался Яценюк. Кроме недовольства результатами проверки, премьер обвинил Гордиенко в отсутствии действенного контроля за гос­имуществом и госсредствами, а также злоупотреблениях аудиторов при проверках крупных госкомпаний.

Отстраненный глава ведомства решил защищаться публично. 18 марта на пленарном заседании Верховной Рады уже он обвинил премьера в злоупотреблениях, потребовав его отстранения и проведения расследования. По его словам, в 2014 году ГФИ провела порядка 4 тыс. ревизионных проверок и насчитала 7,6 млрд ущерба — в два раза больше, чем за отчетный период 2013 года. "Премьер-министр Яценюк, чтобы скрыть факты коррупции, отстранил меня от выполнения обязанностей и заблокировал работу инспекции относительно дальнейших проверок госучреждений", — заявил Гордиенко. После таких слов ГПУ открыла уголовное дело, и теперь уже премьеру придется говорить о непричастности к хищению государственных средств.

По чужим лекалам

Публичные аресты чиновников — способ борьбы с коррупцией, распространенный во многих странах. Несмотря на то, что украинская власть предпочитает опираться на опыт Грузии, такими методами силовики действовали в Польше, Румынии и даже Северной Корее. Согласно рейтингу восприятия коррупции, который ежегодно обнародует международная организация Transperency International, в 2004 году, сразу после прихода команды Михаила Саакавшили к власти, Грузия делила 133-е место с Конго, Индонезией и другими странами третьего мира. К концу его президентского срока государство поднялось на 79-е место, а в 2014-м — на 50-е.

"Байден призвал Яценюка продемонстри­ровать единство с президентом Порошенко в вопросе обуздания Коломойского"

Сергей Лещенко о роли США в отставке Коломойского

В конце прошлого года волна публичных арестов чиновников, подозреваемых в коррупции, началась в Румынии. В ноябре под прицелом телекамер задержали Алину Бика, директора Нацуправления по борьбе с экономическими преступлениями и терроризмом. Ее обвинили в коррупции. А в марте этого года румынские правоохранители "взяли" главу Антикоррупционной наблюдательной комиссии Хориа Георгеску. Чиновник пользовался поддержкой ЕС, занимался расследованиями источников благосостояния политиков, а также входил в состав реституционной комиссии, которая занималась выплатами средств румынским гражданам, материально пострадавшим при социализме. Георгеску приписывают махинации с недвижимостью и земельные аферы на сумму 75 млн евро. Во время задержания за чиновником в наручниках гналось больше десятка журналистов с телекамерами. Но ощутимого эффекта от такой публичности пока не видно. Согласно исследованиям Transperency International, с началом телевизионных арестов ситуация в сфере борьбы с коррупцией в Румынии никак не изменилась. В течение последних двух лет страна удерживает 69-е место в рейтинге восприятия коррупции.

Пока в такой успех борьбы с коррупцией в Украине не сильно верится. Румынские правоохранители развернули антикоррупционную кампанию, которая задела даже интересы родственников премьер-министра Виктора Понта. Согласно данным Национального агентства по борьбе с коррупцией, его сестра совместно со своим мужем использовала фонды для незаконного развития собственных предприятий. Украинские же силовики пока не рискуют взяться не то что за проверку политических союзников, но даже за вчерашних союзников Виктора Януковича.

Фото: Укринформ, УНИАН