Разделы
Материалы

Злой, колючий, неудобный. Борис Филатов о Коломойском, кадровых чистках и будущих выборах

Татьяна Селезнева
Фото: Укринформ

Бывший заместитель губернатора Игоря  Коломойского о том, чего боятся люди в Днепропетровской области и какую партию там создадут к местным выборам

Вы регулярно бываете в Днепропетровске и области. Какие там настроения?

— В связи с отставкой команды Коломойского там сейчас не просто паника — там психоз. Люди боятся войны. Если ее там не будет, они успокоятся. В остальном у нового губернатора все козыри на руках. Но то, что мы смогли влюбить в себя людей, забрать их сердца, — это правда.

Новый губернатор попал в социум, где очень высокая планка требований, предъявляемых власти. Пусть он постарается справиться с этим. Мы будем помогать и, главное, так и напишите, пусть он запомнит: не надо класть камень в протянутую ему руку. Мы протягиваем ему эту руку.

Никто до последнего не верил, что Игорь Коломойский уйдет в отставку. Как его команда восприняла это решение?

— Напряжение было всегда, и недоброжелатели всякий раз пытались разжечь конфликт между Коломойским и президентом. Ведь это две крупные политические фигуры со своими амбициями. Петр Алексеевич любит, чтобы в его вертикали были люди, которые беспрекословно его слушают. Принцип личной преданности иногда превалирует над профессионализмом, а мы — злые, колючие, неудобные — вызывали раздражение. Но расстались хорошо. После того как президент представил нового губернатора, мы его провожали в аэропорту, где общались еще около часа. Скандалов не было. Отставка, новое назначение — это естественный ход событий.

Что, на ваш взгляд, теперь изменится в области?

— Я бы не хотел кадровых чисток. Сейчас собираются менять начальника УВД Днепропетровской области, хотя он никогда не был нашим человеком (команды Коломойского. — Фокус). Это президентская вертикаль, и его возможное увольнение выглядит странно.

Есть много вопросов, связанных с логистикой. Вот, например, ко мне обратился замкомбата танкового батальона, говорит, мол, раньше, когда у него был "двухсотый" (а чтобы вы понимали, армия не дает ни гробов, ни похоронных машин, ничего), он звонил мне. "А кому мне теперь звонить?" — спрашивает. Я дал ему телефон нового губернатора. Но образовался определенный вакуум, и я не знаю, чем это все закончится. Мы со своей стороны пытались максимально комфортно передать дела.

"Там сейчас не просто паника — там психоз. В первую очередь люди боятся войны. Если ее там не будет, они успокоятся"

Борис Филатов о настроениях в Днепропетровске после отставки Игоря Коломойского

Бывшие заместители Коломойского присутствуют на совещаниях нового руководства области?

— Было большое совещание, где Геннадий Корбан, Святослав Олийнык (бывшие заместители Коломойского. — Фокус) и все остальные присутствовали. Олийнык остается на переходной период работать в ОГА, поэтому преемственность, вполне возможно, будет обеспечена. Но сказали, что собираются менять всех глав районных государственных администраций. Это, конечно, их право, но я занимался этим вопросом и могу сказать, что это очень непросто. В области 17 районов, чтобы поменять всех руководителей, нужно поездить по этим районам и понять, что "скамейка запасных" очень короткая. Даже не знаю, кого они будут менять и на кого.

Чем опасна неразбериха на местах?

— Дестабилизацией. Ведь область очень специфическая. Днепропетровск сам по себе прогрессивный город, в котором 15 высших учебных заведений, своя субкультура, очень сильная еврейская, армянская, азербайджанская общины. В состав области включен западный Донбасс, который называть непрогрессивным неполиткорректно, но там между некоторыми городами реальная цивилизационная пропасть. Также в Днепропетровской области огромное количество проукраинских сельских районов. То есть регион "полосатый", и везде нужен индивидуальный подход и свой ключик.

Днепропетровская область на последних парламентских выборах отдала первое место Оппозиционному блоку. Изменились ли здесь политические предпочтения?

— Я занимался выборами и могу объяснить, почему так случилось. Были созданы условия для массовых фальсификаций. Не хочу комментировать, почему они были созданы и кто к этому причастен, но, может, между строк это удастся прочитать.

На заводах Рината Ахметова, например, вызывали людей и предлагали деньги за голос или лишали премии. При этом не было ни одного уголовного дела, сколько бы ни жаловались. В последний день подсчета голосов прокурор просто перестал брать трубку, когда мы ему звонили из ОГА.

В итоге там, где большое влияние олигарха, там процент Оппозиционного блока оказался самым высоким — шикарный результат (24,7%. — Фокус), который они бы никогда не получили, если бы не применялся админресурс, горизонтальные связи, фотографирование бюллетеней и запугивание людей. За эти нарушения никто не ответил.

Чего ждать от местных выборов, если они состоятся в октябре? Может, и команда Коломойского покажет неплохой результат?

"На ремонт дорог мы нашли 800 млн грн, и если их сейчас не станут ремонтировать, будем считать, что деньги украли"

— Может, но для этого она должна быть в составе какой-то политической силы. Команда Коломойского не объявляет пока, что идет в политику. Если будет создаваться партия, она окажется без лидера. Коломойского там не будет даже в политсовете, не говоря о том, чтобы создавать партию его имени. Это исключено. Это будет партия нового типа, правоцентристская, по типу республиканской: отсутствие государственной монополии, свободная конкуренция, патриотизм. Пока это всего лишь идеи, витающие в воздухе.

Что вы так и не успели сделать?

— Когда нас назначили, все вокруг испытывали большой скепсис, мол, рейдеры пришли, сейчас они тут всем покажут. Но через три месяца мнение изменилось, для всех мы стали на удивление открытыми.

Жаль, что не смогли побороть коррупцию, не смогли повысить благосостояние людей, хотя у нас были планы. Например, программа по продаже продуктов питания по фиксированным ценам для мало­имущих. На ремонт дорог мы нашли 800 млн грн, и если их сейчас не станут ремонтировать, будем считать, что деньги украли.

Не успели и отчасти нам не дали сделать много хорошего, и это признают даже наши оппоненты. Конечно, кроме Александра Вилкула (один из лидеров Оппозиционного блока, член президиума политсовета Партии регионов, бывший председатель Днепропетровской ОГА. — Фокус).

Велика вероятность реванша Александра Вилкула и его команды?

— Он спит и видит, радуется и хлопает в ладоши. Но страна изменилась. Если Вилкула реинкарнируют, тогда велика вероятность дестабилизации в регионе: заговорят Правый сектор, афганцы, местные жители. Пока мы стоим в стороне, но заинтересованы в сохранении стабильности, поскольку здесь находятся наши семьи, дома, бизнес.