Разделы
Материалы

Батальон раздора. Кому выгоден конфликт вокруг Правого сектора

Татьяна Селезнева

Страсти вокруг блокирования Вооруженными силами Украины добровольческого украинского корпуса Правого сектора накаляются. На авансцену конфликта неожиданно вышел ее главный зачинщик — политика

28 апреля пресс-служба партии "Правый сектор" сообщила, что подразделения 95-й аэромобильной и 25-й парашютно-десантной бригад выставили блокпосты вокруг базы отдельного батальона добровольческого украинского корпуса "Правый сектор" в селе Великомихайловка Покровского района Днепропетровской области. По словам пресс-секретаря ПС Артема Скоропадского, представителями Вооруженных сил Украины была совершена попытка разоружить бойцов ДУК. Помощник министра обороны и советник президента Юрий Бирюков заявил, что у военных таких намерений не было. В то же время лидер ПС Дмитрий Ярош назвал происходящее провокацией, заподозрив в ее организации начальника Генштаба Виктора Муженко. Своим подразделениям Ярош, ставший три недели назад советником Главнокомандующего ВСУ, приказал оружие не сдавать, хотя до этого выражал готовность интегрировать добровольческие батальоны в украинскую армию.

Впрочем, нынешний конфликт скорее политический, о чем на своей страничке в Facebook уже высказался советник президента Юрий Бирюков. По его словам, совсем скоро в стране появится новая партия, "военизированное крыло" которой должны составить участники добровольческих батальонов. Этот проект якобы принадлежит отставному председателю Днепропетровской облгосадминистрации Игорю Коломойскому, которого связывают теплые отношения с лидером ПС Дмитрием Ярошем. О том, почему блокируют добровольцев Правого сектора, кому это выгодно и чем все закончится, Фокусу рассказали Юрий Бирюков и Борис Филатов.

Помощник министра обороны, советник президента


Есть ли приказ о разоружении ДУК ПС?

— Никто их разоружать не собирался. Есть Вооруженные силы Украины, которые по приказу Генерального штаба организовывали блокпосты. Точка.

Если это были плановые действия военных, то почему вдруг организовать блокпосты решили на месте дислокации ДУК?

— Этот вопрос — компетенция Генерального штаба. Вооруженные силы Украины не будут ни у кого спрашивать, где им ставить блокпосты. Где захотят, там и поставят, на то они и легальные вооруженные силы.

Вы хотите сказать, что блокирование украинской армией добровольческого батальона Правого сектора — всего лишь интерпретация событий самим Правым сектором?

— Совершенно верно. Правому сектору надо определяться: либо они хотят вступать в Вооруженные силы Украины — то, что они обещали сделать, либо они собираются и дальше быть незаконным вооруженным формированием. В последнем случае, уж извините, есть закон, Конституция.

Правому сектору надо определяться: либо вступать в ВСУ, либо и дальше оставаться незаконным вооруженным формированием

Вы говорите, что ПС не выполняет обещанного. Вышел срок?

— Была разработана "дорожная карта". Там был согласован план всех событий и передвижений. Но этот документ в Правом секторе отказались выполнять с первого дня.

Чем аргументировали?

— Тем, что ДУК не подчиняется Дмитрию Ярошу. Хотя Стемпицкий (Андрей Стемпицкий — командир ДУК ПС. — Фокус) тоже был на встрече с Виктором Муженко, когда принималось это решение (о переходе ДУК ПС в подчинение Вооруженных сил Украины. — Фокус).

И что будет дальше?

— Сейчас ведутся переговоры. ВСУ не собирались, не собираются и вряд ли в будущем станут силой разоружать добровольческие батальоны.

На своей странице в Facebook вы намекнули на политическую подоплеку этого конфликта — дескать, создается партия с военизированным крылом. Откуда у вас эта информация?

— Они же сами об этом сказали. Борис Филатов в комментариях заявил, что будет создаваться такая сила. Я, честно говоря, не помню, чтобы у нас в Конституции или в законе о партийной деятельности шла речь о партиях с военным крылом.

Это заявление и ситуация с ПС как-то связаны?

— У нас был и есть план по вхождению ДУК ПС в ВСУ. Теперь этот план сорван. Значит, будем еще раз проводить переговоры.

экс-заместитель губернатора Игоря Коломойского


Какова, на ваш взгляд, реальная причина конфликта ВСУ и ДУК ПС?

— У Вооруженных сил нет конфликта с добровольческими батальонами. Приказ блокировать ДУК военные получили от одного из замов командующего Генштабом. Они выполнили приказ и развернули блокпосты вокруг базы добровольческого батальона. И это, заметьте, происходит в то время, когда на линии соприкосновения с сепаратистами концентрация вражеской военной техники превысила все разумные пределы. А у нас в глубоком тылу десантники занимаются Правым сектором.

Уверен, что отправлять в тыл солдат для решения вопросов с добровольцами во время вооруженного конфликта — это государственное преступление. За это можно сесть в тюрьму.

Отправлять в тыл солдат для решения вопросов с добровольцами во время вооруженного конфликта — это государственное преступление

Это политический конфликт?

— Господин Бирюков написал, что власти не нравится будущее создание националистической партии с военизированным крылом. Якобы этот сценарий анонсировал я. Но пусть покажет, где я такое говорил. Эта ситуация подтверждает страх и шизофрению в кабинетах власти. Они сначала придумывают проблему, создают ее, а потом начинают решать.

Почему, на ваш взгляд, появился такой приказ Генштаба?

— Может, у них такая неадекватная реакция на нашу прогулку по Холодному Яру? Мы просто ездили на экскурсию, у нас нормальные отношения с Ярошем. Мы обсуждали тактические вопросы. Но власть в своих воспаленных мозгах представила себе, что у нас будет создана Ирландская республиканская армия.

Как решить ситуацию?

— Нужно не создавать проблем, чтобы потом их не решать. Уже давно говорилось о том, чтобы Добровольческому корпусу придать статус сил обороны. Но есть только разговоры о легализации, есть вранье. С тех пор как Яроша назначили советником, его ни разу не звали. Была единственная встреча. Думаю, это все закончится всеукраинским грандиозным скандалом. Но уверен, что никаких столкновений между гражданами Украины не произойдет.