Разделы
Материалы

Мистер Иск. Как министр юстиции заставит Россию ответить за Крым и Донбасс

Юлия Самсонова
Фото: Александр Чекменев

Министр юстиции Павел Петренко рассказал Фокусу о том, на что  рассчитывает Украина, подавая  в международные суды иски против России, и почему Венецианская комиссия одобрила ранее раскритикованный ею закон о люстрации 

Пока другие министры из-за провала реформ рискуют остаться без высокой должности, глава Министерства юстиции и один из ближайших соратников премьера Павел Петренко о сохранности своего кресла, похоже, не беспокоится. В отличие от других, его ведомство едва ли не каждую неделю рапортует об успехах люстрации, борьбе с бюрократизмом и желании во что бы то ни стало быть ближе к народу. Одним словом, министр и его ведомство постоянно создают информповоды для СМИ. Один из последних — Минюст таки убедил Венецианскую комиссию в том, что начатая в Украине люстрация в целом соответствует демократическим принципам правового государства. Кроме того, по словам Павла Петренко, Украина нашла зацепку, по которой Россия не сможет отвертеться от нашего иска в отношении Крыма и Донбасса.

КТО ОН

Глава Министерства юстиции

ПОЧЕМУ ОН

Отвечает за проведение люстрации и судебные дела против России

Как удалось убедить Венецианскую комиссию изменить мнение об украинском законе о люстрации на диаметрально противоположное?

— Предварительные выводы Венецианской комиссии действительно кардинально отличаются от тех, которые она утвердила в итоге. Я даже не знаю, были ли в истории этого органа подобные случаи. Как удалось их переубедить? Больше полугода мы находились в тесном контакте, состоялось семь встреч на уровне Мин­юста и представителей Венецианской комиссии. Эксперты, которые готовили финальный вывод, несколько раз приезжали в Киев. Мы рассказывали им, как Янукович со своим окружением менял Конституцию, проводил админреформу, чтобы получить право единолично назначать всех высокопоставленных лиц, начиная со своей администрации и заканчивая центральными органами власти. Эксперты вместе с нами поехали в Межигорье, увидели масштабы растраты госсредств. И мне кажется, что именно после этой поездки они согласились, что Украина как молодая демократия имеет право освободиться от причастных к этой организованной группировке.

Каких изменений в закон требует комиссия и будет ли Украина прислушиваться к этим замечаниям?

— Эксперты потребовали, чтобы из закона были исключены судьи как отдельная категория, которая согласно Конституции подлежит проверке по специальному порядку. Мы с этим согласились, и в изменениях в закон, которые подала в парламент рабочая группа, предусматривается, что судьи будут проверяться по уже принятому специальному Закону "О восстановлении доверия к судебной системе". Кроме того, эксперты указали, что у нас должен появиться независимый централизованный орган по вопросам люстрации, к которому эти функции перейдут от Минюста. В изменениях в закон, находящихся сейчас на рассмотрении в парламенте, предусмотрено создание независимого агентства по вопросам люстрации. Его функция — контроль над соблюдением закона и недопущение нарушения прав чиновников тех или иных органов, где происходит проверка.

Что ждет людей, которых люстрировали до начала работы агентства? Процесс начнется заново?

— Нет. По люстрированному окружению Януковича и высокопоставленным чиновникам комиссия решила, что положения закона о люстрации соответствуют международным стандартам. На то, чтобы обжаловать увольнение, есть суд. Нацагентство, которое будет создано, получит дополнительную возможность контроля над деятельностью госорганов, осуществляющих проверки своих подчиненных. Так что повторных процедур не будет. Если кого-то уволили с нарушениями, этот человек может обратиться в суд или в Нацагентство, которое проверит порядок увольнения.

Противники закона о люстрации утверждали, что после его принятия уволенные украинцы массово ринутся в Европейский суд по правам человека. Оправдались ли эти опасения?

— Сегодня в Европейском суде нет ни одного подобного иска. К тому же, когда мы общались с экспертами Венецианской комиссии, приводили аргументы из практики ЕСПЧ относительно правомерности наших действий по дисквалификации чиновников, имевших отношение к узурпации власти. В своем выводе Венецианская комиссия ссылается на заключения Европейского суда, касающиеся ситуации в Румынии, когда он признал право государства на очищение от лиц, причастных к тоталитарным режимам или к режимам, узурпировавшим власть. Так что если нет нарушений во время увольнения, мы сможем отстоять положения нашего закона и в Европейском суде. Тем более есть серьезный аргумент в виде вывода Венецианской комиссии.

Много ли решений в отношении люстрированных чиновников успели принять украинские суды?

— Решений украинских судов нет, потому что они приостановили производства, ожидая решения Конституционного суда. КС также отложил рассмотрение дела, дожидаясь выводов Венецианской комиссии (в ноябре прошлого года Верховный суд обратился в Конституционный суд по поводу конституционности отдельных положений Закона "Об очищении власти". — Фокус). Эти выводы — серьезные аргументы для Конституционного суда в пользу того, что этот закон соответствует европейским стандартам. Сейчас задача парламента — внести изменения в правовой акт исходя из тех технических рекомендаций, которые нам предоставили эксперты Венецианской комиссии. Процесс люстрации должен закончиться в запланированный срок — через два года.

Но ведь суды выносили решения.

— Было решение в Харькове по одному из прокуроров. Потом Апелляционный суд его отменил.

Каким образом Александр Липовой, задержанный за взяточничество, оказался на должности замглавы Главного управления юстиции в Киеве, если он был уволен? Предшествовало ли этому решение суда?

— Он был уволен за нарушение присяги, а не по закону о люстрации.

А как он восстановился в должности?

— У нас есть проблемы в судебной системе, когда отменяются решения об увольнении. Мы обжаловали это решение в вышестоящем суде, но после этого его задержали правоохранительные органы, и он был уволен из органов юстиции. Эта ситуация не связана с законом о люстрации.

Кадровые чистки

Как проходит процесс люстрации судей?

— Примерно 40 судей отказались от прохождения люстрационной проверки. Данные по ним мы передали в Высший совет юстиции, который примет решение об их увольнении. С учетом рекомендаций членов Венецианской комиссии вопросом имущественной проверки также будет заниматься ВСЮ — это тот орган, который может увольнять и принимать на должности. Судьи, никогда не раскрывавшие информацию о доходах и расходах, сейчас вынуждены публиковать декларации. Думаю, те лица, которые не смогут подтвердить свое имущественное положение задекларированными средствами, будут иметь дело не только с ВСЮ, но и с правоохранительными органами.

Сколько судей уволено за нарушение присяги после принятия Закона "О восстановлении доверия к судебной системе"?

— По информации, которую я получил от главы Высшего совета юстиции, сейчас у них на рассмотрении около 900 пакетов документов, включающих увольнение судей за нарушение присяги, по возрасту, а также тех, кто подал в отставку. В связи с тем, что ВСЮ не работал, накопилось очень много документов от правоохранительных органов. Думаю, теперь решения будут приниматься оперативно. Есть много примеров одиозных судей-взяточников, а также судей, совершивших насильственные преступления. Но механизм привлечения к ответственности судьи — дело сложное. Сейчас для этого необходимо согласие главы Верховного суда и решение парламента.

Конституции соответствует передача от парламента Высшему совету юстиции полномочий по одобрению задержания и ареста судей. Вы считаете такой механизм более эффективным?

Если Гаагский трибунал откроет дело по аннексии Крыма и войне на востоке, в нем будет огромное количество доказа­тельств. Путин понесет ответствен­ность в Междуна­род­ном уголовном суде

— Логика данного изменения в Конституцию состоит в том, чтобы убрать политические органы из процесса предоставления согласия на арест или задержание судей. Эти функции должен получить Высший совет юстиции как независимый орган. Венецианская комиссия тоже на это указала в своем выводе об изменениях в Конституцию. Должен быть функцио­нальный иммунитет — то есть судья сохраняет неприкосновенность, касающуюся профессиональной деятельности, и в то же время он может нести ответственность за совершение преступлений, не связанных со своей профессиональной деятельностью. Он должен быть рядовым гражданином: если кого-то сбил на дороге или кого-то убил, к нему сразу смогут применяться и задержание, и арест. Вся страна видела, как судья с оружием угрожал сотрудникам милиции. Если бы изменения в Конституцию были внесены, его задержали бы на месте.

Сколько чиновников уже люстрировано?

— Многие, понимая, что они попадают под люстрацию, сами уволились. Мы думаем, таковых около 1,5 тыс., но эта статистика неофициальная. Порядка 600 человек, которые сами не написали заявление, освободили от должностей по прямой норме закона. Заявления Оппозиционного блока, что миллион людей будет уволен, не соответствуют действительности.

Прощание с прошлым

Вы обращались в суд относительно запрета Компартии. После принятия закона о декоммунизации иск отозвали?

— Нет, конечно. Принятый закон о запрете коммунистической и нацистской символики предусматривает ряд норм, касающихся политических сил, которые в программе, уставе, деятельности используют эту символику. Установлен месячный срок для того, чтобы все политические силы привели свои уставы в соответствие с новым законом. Правительство приняло соответствующий порядок проверки таких политических сил и общественных объединений, Минюст создал комиссию, которая включает представителей общественности и научного сообщества. На основании выводов комиссии издается приказ, определяющий основные критерии по той или иной политической силе. Партия, которая не соответствует требованиям закона, не может участвовать в предвыборной кампании, а все собранные по ней материалы передаются в суд.

Вы готовите новый иск?

— Мы сейчас отрабатываем этот вопрос. Будет или дополнение к существующему иску или новый иск. Сначала нужно, чтобы решение приняла комиссия. Насколько я знаю, Коммунистическая партия не подала изменений в устав и программу, чтобы привести их в соответствие с требованиями закона.

Сколько Украине будет стоить выполнение закона о декоммунизации — переименовании городов, улиц?

— Этот вопрос в компетенции местных органов власти. Именно местная община определяет финансирование этих процессов. Центральная власть не навязывает определенные сроки. Поэтому спекуляции, которыми занимались представители Коммунистической партии и Партии регионов, не имеют под собой никаких оснований. Закон вступил в силу в мае, и общество его приняло очень положительно, потому что коммунистическая, тоталитарная, нацистская символика ассоциируются у наших граждан с войной и репрессиями.

Отдать под суд

Вы заявили, что Европарламент обратился в Гаагский трибунал с просьбой расследовать военные преступления России в Крыму и в Донбассе. Однако ЕП опроверг это. Что вы имели в виду, когда делали такое заявление?

— Депутаты Европарламента действительно обратились в Гаагский трибунал. Но о юридическом заявлении речь не шла, потому что иск подает определенный субъект государства. В нашем случае два таких иска подала Украина. Первый касается событий во время Революции достоинства, привлечения к ответственности Януковича и его окружения. Второй иск связан с событиями в Крыму и Донбассе. Он касается Путина и его окружения. Депутаты ЕП заявили, что Гаагский трибунал должен рассмотреть эти дела. Это просто политическая поддержка Украины в ее стремлении добиться того, чтобы конкретные лица понесли ответственность за свои преступления на основании норм международного уголовного права.

На каком этапе находится рассмотрение этих дел?

— Если речь идет о Януковиче и его окружении, то иск подан в начале прошлого года и по нему уже прошли первые коммуникации — в ГПУ приезжали международные прокуроры. По процедуре рассмотрения дел этот суд определяет круг лиц, причастных к преступлениям, определенным Римским уставом. Мы утверждаем, что Янукович и его ближайшее окружение были причастны к убийствам на Майдане, нарушениям прав человека, к международным уголовным преступлениям, которые входят в юрисдикцию Гаагского трибунала. Что касается второго дела (речь идет о Путине и его окружении, совершивших преступления в Крыму и на востоке Украины), я убежден: рано или поздно эти люди ответят в Международном уголовном суде.

Откуда такая уверенность, учитывая, что Россия не выдает предполагаемых преступников?

— Когда совершались преступления теми или иными представителями диктаторских режимов, их страны тоже никого не выдавали. Но власть ведь меняется. И на смену старой власти приходят демократические силы, которые выполняют решения судов.

Получая зарплату в 2 тыс. грн, государ­ственный исполнитель, который по решению суда должен взыскать $10 млн, точно возьмет взятку в $10 тыс. с одной из сторон и ничего не будет делать. Сейчас исполнитель легально получает 5% от суммы взыскания

Сколько времени займут эти судебные тяжбы?

— Сроки прогнозировать очень сложно, я за это не берусь. Если суд откроет производство относительно аннексии Крыма и войны на востоке, в деле будет огромное количество доказательств. Потому что в стране идет полномасштабная война, и российские террористы совершают на нашей территории очень много преступлений. Суд предполагает допрос свидетелей, исследования разного рода доказательств, которые есть у сторон. Так что эти дела слушаются очень продолжительный период времени.

Украина обращалась в Международный суд ООН в Гааге?

— Этот суд рассматривает иски между государствами, сейчас мы проводим досудебную подготовку, чтобы туда обратиться.

Консультации проводятся несмотря на то, что для обращения в этот суд нужно согласие России, которое она вряд ли даст?

— Нет, ее согласия не нужно. Свои межгосударственные отношения РФ выстраивала таким образом, что, подписывая конвенции, она почти всегда устанавливала положения о невозможности одностороннего применения той или иной юрисдикции суда. Поэтому множество конвенций предусматривают согласие России на начало судебного процесса в том или ином международном судебном органе. Такого иммунитета у РФ нет в Европейском суде по правам человека. Поэтому мы сразу использовали ЕСПЧ как первую судебную площадку, куда подали наши иски. В общем массиве международных конвенций, подписанных РФ, мы нашли четыре, согласно которым у России нет иммунитета или права на отказ. По части этих конвенций происходит досудебная подготовка к рассмотрению дел в Международном суде ООН. Это, в частности, конвенция о запрете финансирования терроризма. Наша позиция четкая: Россия ее нарушает. Если в ходе консультаций РФ с этим не согласится, следующим этапом будет формирование международного арбитража. Если стороны не придут к согласию относительно состава этого арбитража, дело передадут в Международный суд ООН, и ни одна из сторон не имеет права отказаться от юрисдикции этого суда, потому что конвенция предусматривает обязательное рассмотрение дела, если пройдены досудебные процедуры. Так что настроены мы оптимистично.

Министерство уходит в Сеть

Из Министерства юстиции ушел грузин Джамбул Эбаноидзе, который должен был возглавить регистрационный департамент. Он отказался от должности в министерстве, потому что изначально ему обещали пост главы Государственной регистрационной службы, а дали департамент без полномочий. Почему так произошло?

— У нас работает группа международных экспертов и сформирован Комитет реформ, который возглавляет заместитель министра юстиции Гия Гецадзе. Позиция очень четкая: определяются те направления реформирования, которые соответствуют украинским реалиям. Ликвидация Государственной регистрационной службы была срочной необходимостью. Что касается сферы регистрации в целом, то Украина должна пройти путь по упрощению сервисов. Мы уже ввели систему онлайн-сервисов. Теперь граждане могут получать справки, за которыми раньше приходилось стоять в очереди, через систему онлайн. Сейчас в этом режиме выдается около 20% такого рода документов. Следующий этап — передача функций Минюста другим субъектам. Кроме этого, мы планируем передать все функции по регистрации бизнеса и недвижимости местным органам власти, нотариусам и аккредитованным банкам, если парламент поддержит эту инициативу. Появится 8 тыс. офисов нотариусов, готовых предоставлять эти услуги за деньги. Системные банки также будут иметь соответствующий сервис: вы можете получать кредит, регистрировать компанию, недвижимость — все в одном месте.

В прошлом году парламент обязал украинские компании раскрыть бенефициаров. В итоге в мае выстраивались километровые очереди предпринимателей перед управлениями юстиции, чтобы сдать соответствующую информацию. Зачем власти нужна эта бюрократическая процедура?

— У предпринимателей было полгода, чтобы подать информацию. Но все это время они ждали, и только в последние две недели начался ажиотаж. Поэтому мы продлили сроки. Кроме того, мы исключили из списка предприятия, собственниками которых являются физлица, поскольку понятно, что именно они являются бенефициарами. Мы сократили форму №4 до одной страницы, а раньше их было 10. Кстати, эту информацию можно подать и без прихода в офис регистрации. Заполняете форму, нотариус заверяет вашу подпись, вы отправляете ее по почте, и никуда не нужно идти. Когда форма состояла из 10 страниц, заверять каждую было дорого.

"Те судьи, которые не смогут подтвердить свое имущественное положение задекларированными средствами, будут иметь дело не только с Высшим советом юстиции, но и с правоохра­нительными органами"

Павел Петренко о доходах судей

Это очень хорошая антикоррупционная инициатива. 99% наших предпринимателей не пользуются схемами, связанными с сокрытием конечного собственника. Речь идет об условном 1%, который привлекался к коррупционным схемам, связанным с государственными финансами. Формирование реестра бенефициаров нужно закончить — это важно для работы Национального антикоррупционного бюро. Любой номинальный собственник, который попадет под расследование НАБУ, не желая сесть в тюрьму за обвинения, связанные с коррупцией, вступит в соглашение со следствием и даст показания в отношении всех людей, которые его нанимали.

Изначально предполагалось, что раскрытие бенефициаров поможет в борьбе с коррупцией. Каким образом это произойдет, если компании, замешанные в таких делах, нередко пользуются услугами номинальных собственников?

— Это очень хорошая антикоррупционная инициатива. 99% наших предпринимателей не пользуются схемами, связанными с сокрытием конечного собственника. Речь идет об условном 1%, который привлекался к коррупционным схемам, связанным с государственными финансами. Формирование реестра бенефициаров нужно закончить — это важно для работы Национального антикоррупционного бюро. Любой номинальный собственник, который попадет под расследование НАБУ, не желая сесть в тюрьму за обвинения, связанные с коррупцией, вступит в соглашение со следствием и даст показания в отношении всех людей, которые его нанимали. Журналисты и общественные активисты смогут, не вставая из-за компьютера, увидеть схему фиктивных компаний, которые принадлежат, к примеру, Курченко. Раньше это была закрытая информация. В этом году мы открыли столько данных, сколько не открывалось за последние 20 лет. В том числе реестр недвижимости, реестр бизнеса.

В Европе начали арестовывать имущество Российской Федерации по искам ЮКОСа в качестве компенсации за ущерб, нанесенный российским властями акционерам компании. Можем ли мы по такой же схеме компенсировать ущерб, нанесенный Россией?

— Мы этот опыт обязательно будем использовать. ЮКОС подал иск в ЕСПЧ 9 лет назад, когда были открыты уголовные дела против его собственников. Они получили необходимые решения ЕСПЧ на 1,866 млрд евро компенсации и в Международном коммерческом суде ($50,2 млрд. — Фокус). Сейчас решения выполняются. Когда мы получим соответствующие решения суда, это станет наглядным примером того, как будет происходить выполнение решений, связанных с убытками, нанесенными Россией Украине.

Что сейчас делает Минюст для возврата арестованных заграничных активов представителей прошлой власти?

— Мы разработали законы о ведении заочных уголовных производств, провели эту инициативу через парламент. ГПУ заявила, что материалы по некоторым высокопоставленным лицам передала в суд. Надеюсь, будут судебные приговоры, благодаря которым мы сможем требовать возврата средств, замороженных на иностранных счетах.

Реформы не ждут

В Украине есть серьезные проблемы с выполнением судебных решений. Как вы планируете их решать?

— Мы выбили в парламенте систему вознаграждений для исполнителей. Получая зарплату в 2 тыс. грн, государственный исполнитель, который по решению суда должен взыскать $10 млн, точно возьмет взятку в $10 тыс. с одной из сторон и ничего не будет делать. Сейчас исполнитель легально получает 5% от суммы взыскания, поэтому он заинтересован выполнить решение суда. Этот проект работает в трех областях, и суммы поступлений увеличились в три раза. Поскольку каждый считает, что он может получить зарплату в 25, 60, 80 тыс. грн.

Вам удалось провести кадровую чистку в своем ведомстве?

— Центральный аппарат министерства сокращен на 30%, территориальные управления — на 20%. В два раза сократили количество департаментов. Представьте себе, в каждом управлении была своя архивная служба, сектор деловодства — это все в рамках одного министерства. У нас получилось самое большое сокращение. Мы с Айварасом (министром экономического развития. — Фокус) соревнуемся на этот счет. Он говорил, что на 50% сократит штат своего ведомства, но пока он уволил только 15%.

Какие реформы планируете завершить до конца года?

— С 1 июля заработала система безоплатной правовой помощи украинским гражданам. Около 5 тыс. адвокатов в 126 центрах по всей стране начнут предоставлять помощь в гражданских административных делах. Люди, у которых нет денег, из малообеспеченных семей, смогут получить консультацию адвоката, который при необходимости от их имени пойдет в суд.

Работа 80% адвокатов оплачивается за счет бюджета, 20% — за счет доноров. Эта система вводится из-за того, что прокуратуру лишили права вести общий надзор. Сейчас такая практика работает только в уголовных делах: если человек не может нанять себе адвоката, государство предоставляет его бесплатно. Система очень хорошо себя проявила во время Революции достоинства, потому что если бы не бесплатные адвокаты, многих людей мы бы не нашли в СИЗО и тюрьмах.