Разделы
Материалы

Нам некуда отселять людей с линии огня, - вице-премьер Геннадий Зубко

Дмитрий Синяк
Фото: Александр Чекменев

Вице-премьер-министр  — министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Зубко в интервью Фокусу рассказал о миллиардах для Донбасса, объединении громад и квартирном вопросе

Отправляясь в Кабмин на встречу с Геннадием Зубко, журналист Фокуса не взял с собой паспорт, чем доставил немало хлопот пресс-секретарю вице-премьера. В здание правительства без паспорта не попасть. Эту пропускную систему сам Зубко как глава общественной инициативы "Відкритий уряд" давно хочет изменить. Ведь далеко не все в Кабмине связано с государственной тайной. Некоторые вопросы, наоборот, требуют максимального внимания общественности. К примеру, децентрализация власти. С нее мы и начали наш разговор.

Об удочке и рыбе на сковородке

Почему регионам с 1 января дали деньги без полномочий, а только теперь стали принимать соответствующие законы, одновременно толкая громады к объединению?

— Польша проводила децентрализацию около 8 лет. Но у нас нет времени. Если бы в декабре прошлого года мы не изменили правила формирования местных бюджетов, в нынешнем году не смогли бы провести реформу. Поэтому пришлось делать все одновременно, следствием чего стал элемент риска. Когда по новым правилам приняли областные и районные бюджеты, мы две недели чувствовали себя, как на бочке с порохом. Но, к счастью, люди поняли, что удочка гораздо лучше рыбы на сковородке, которую им к тому же выдают раз в год.

Один из самых спорных моментов предлагаемой децентрализации — добровольное объединение громад. Зачем селам объединяться?

— Можем ли мы передавать функции и ресурсы центральной власти дотационному сельсовету вымирающего села, который едва сводит концы с концами? Нет! Нужно передавать сильным громадам. Но что, спрашивается, тогда делать со слабыми? Их нужно присоединить к сильным. Чтобы это объединение стало максимально эффективным, оно должно быть добровольным. Поэтому мы задействовали значительные материальные стимулы. Если объединитесь по перспективному плану вашей области, получите 60% налога на доходы физических лиц (НДФЛ), сможете распоряжаться государственной землей, у вас будет ряд других возможностей. Де-факто ваша объединенная громада обретет статус города областного значения.

"Когда по новым правилам приняли областные и районные бюджеты, мы две недели чувствовали себя,
как на бочке с порохом"

Что будет с громадами, которые не захотят объединяться?

— Думаю, им просто понадобится чуть больше времени, чтобы принять это единственно правильное решение. Они увидят, как стремительно развиваются их соседи, согласившиеся на объединение. В нынешних условиях инвесторов, готовых вкладывать средства в Украину, не так много. И они пойдут к тем, кто первым создаст благоприятный климат для инвестиций. Жители села должны понимать это и подталкивать своих сельских голов и депутатов сельсоветов к объединению. Конечно, я не исключаю, что через какое-то время останутся проблемные громады, которые никто добровольно не захочет присоединять к себе. В аналогичных случаях в Польше и в Швеции был применен админресурс. Как будет у нас — посмотрим.

Сельские головы тех сел, которые должны быть присоединены к более сильным населенным пунк­там, потеряют свои должности?

— Нет, они станут старостами, входящими в исполнительный комитет объединенной громады. У них сохранится зарплата и будет гораздо больше полномочий, чем раньше. Но главное даже не это. Мы не просто хотим сократить количество сельсоветов — мы хотим создать мощные территориальные центры. В каждом районе должно появиться несколько новых центров, аналогичных нынешним районным. Это откроет массу возможностей как для бизнеса, так и для жителей.

Село и люди

Что должно получиться на выходе, когда реформа завершится?

— Новое качество жизни людей, прежде всего жителей села. Почему село вымирает? Потому что в нем нет ни качественного образования, ни здравоохранения, ни хорошей работы, ни возможности интересно проводить досуг. Люди перебираются в города, потому что там лучше живется. Но если сельская громада будет иметь средства на развитие и соответствующие полномочия, она сможет создать у себя все необходимые условия. Вот, к примеру, председатель Омельяновского сельсовета Полтавской области Александра Шереметьева еще в декабре прошлого года была одним из противников децентрализации. Теперь она объединила вокруг своего села еще 17 сельсоветов. Шереметьева уже не говорит ни о нехватке денег, ни о распределении земли. Ее волнует только развитие новой территориальной громады. Курс взят на то, чтобы качество предоставляемых в ее территориальной громаде услуг было не хуже, чем в Полтаве.

Но что мешало богатым сельсоветам делать это до реформы?

— К сожалению, правила игры позволяли им только затыкать дыры. О развитии речь не шла. Вот сейчас некоторые головы сельсоветов жалуются, что у них забрали НДФЛ. Но они забыли, что использовать средства, полученные от этого налога, можно было исключительно на зарплату сотрудникам. За многие годы такого ущербного подхода у государства возник долг перед местным самоуправлением на сумму около 10 млрд грн. Теперь же средства от НДФЛ пойдут в бюджет развития и могут быть направлены на ремонт дорог, содержание школ, фельдшерско-акушерских пунктов и т. д. Громада может привлекать профессиональных менеджеров и устанавливать им ту зарплату, какую посчитает нужным. Это будет возможно уже после внесения изменений в Конституцию.

"Инвесторов, готовых вкладывать в Украину, не так много. Они пойдут к тем, кто первым создаст благоприятный климат для инвестиций. Жители села должны подталкивать своих сельских голов и депутатов к объединению"

Геннадий Зубко о том, почему слабым регионам следует объединиться с сильными

Насколько реально собрать 300 голосов за изменения в Основной Закон, учитывая угрозу демарша Самопомочи, негативные высказывания депутатов из фракций Радикальной партии Ляшко и Батькивщины?

— С такими же проблемами сталкивались все наши европейские коллеги, шедшие по пути, на который мы только вступили. Противодействие характерно любым изменениям. Мы сейчас активно работаем с парламентариями, и я уверен, что триста голосов собрать удастся.

Ремонт Донбасса

Госагентство по восстановлению Донбасса распределяет серьезные донорские средства, а ни программы, ни сайта, ни списка реализованных проектов нет. В январе агентство получило 200 млн евро кредита. На что были потрачены эти деньги?

— Агентство создано, но средства не должны идти через него. Донецкая и Луганская области получили 150 млн грн прямой государственной субвенции, примерно третья часть из которой уже освоена. Кроме того, для восстановления поврежденной войной инфраструктуры могут использоваться 242 млн грн из Фонда регионального развития Донецкой области, которые, правда, должны поступить только в этом месяце. Наконец, Европейский инвестиционный банк в июле-августе нынешнего года должен выделить первый транш кредита в 200 млн евро на ремонт и восстановление социальных объектов в тех областях, которые приняли переселенцев. В Донецкой и Луганской областях на эти деньги также могут быть восстановлены объекты коммунальной инфраструктуры, дороги, мосты и т. д. Аналогичное предложение мы получили от немецкого банка KFW, с которым подписали рамочное соглашение о предоставлении нам 500 млн евро кредита.

Когда же удастся получить эти деньги?

— Главным условием предоставления средств является наличие проектной документации восстанавливаемых объектов. Мы предоставили банку KFW 21 проект по Луганской и Донецкой областям на сумму около 10 млн евро. Это коммунальные предприятия и объекты инфраструктуры, в том числе дороги Запорожье — Мариуполь и Харьков — Купянск — Сватово. Это трансформаторные подстанции в Запорожской области, необходимые, чтобы стабилизировать энергорынок в Донецкой и Луганской областях. Но, к сожалению, у многих уничтоженных объектов нет проектной документации, и это вопрос в первую очередь к местной власти. К примеру, Мариуполь, у которого сегодня множество проблем по поврежденным в результате боевых действий водоснабжению, газоснабжению и дорогам, смог предоставить проектную документацию лишь на 4,6 млн грн.

Могут ли люди, чьи дома были разрушены в ходе боевых действий, отремонтировать их за государственный счет?

— Пока на это денег нет. Все средства направляются на восстановление уничтоженной инфраструктуры и социальных объектов. Сейчас самая горячая проблема — люди, оставшиеся без крова и находящиеся на линии огня. Их некуда отселять. Возможно, наилучшим вариантом будет компенсация им стоимости уничтоженного жилья. Проект соответствующего постановления Кабмина у нас готов, теперь нужно найти средства.

"Средства от подключения участка ко всем сетям идут не в казну, а в карманы владельцев частных облгазов и облэнерго"

Вы говорили, что над строительством трех линий обороны трудятся 20 областей. Что уже сделано?

— Около 300 фортификационных сооружений на всех трех линиях обороны построены силами и, главное, на средства двадцати областных администраций, потративших в сумме более 1 млрд грн. Если бы каждая область не взяла свой участок, не знаю, когда бы мы смогли закончить это строительство. Одно фортификационное сооружение занимает площадь около 50 га и в среднем стоит 3,5 млн грн. Подряд на 7–10 со­оружений (а для некоторых областей и до 30 объектов) стал неплохой возможностью загрузить работой большое количество специалистов и неработающего населения. О надежности фортификаций можно судить по боям за Марьинку. Не сумев прорвать украинскую оборону, террористы были вынуждены отступить, понеся большие потери.

О крыше над головой

Я знаю владельца строительной компании, готового продавать жилье в Киеве по $300 за кв. м при условии, что получит участок бесплатно и с подключением всех сетей. Хотя бы теоретически это возможно?

— Это будет возможно лишь после децентрализации власти. Как бы мы ни старались давить сверху, до тех пор, пока местное самоуправление не будет заинтересовано в строительстве на своей территории, ничего не изменится. Стоимость подключений ко всем сетям часто во много раз превышает стоимость участка, и это действительно большая проблема. Причем эти средства идут не в казну, а в карманы владельцев частных облгазов и облэнерго. Водоканалы хоть и коммунальные предприятия, но и у них ситуация не лучше. Эту проблему мы сможем частично решить после принятия закона, который определит граничные цены для подключений к тем или иным сетям. Сейчас соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Министерстве топлива и энергетики.

Недавно государство выделило 1,047 млрд грн на обеспечение силовиков жильем. Где планируют строить это жилье?

— А почему нужно именно строить? Мы донесли рынку информацию, что согласны купить квартиры силовикам по средней цене $350 за кв. м, и уже получаем множество предложений. Остается только уточнить расположение квартир, метраж и т. п. Теперь должны рассматривать концепцию обеспечения военнослужащих жильем. Каждый военный, подписав контракт, должен получить сертификат на квартиру, владельцем которой он станет по прошествии определенного периода. Очереди, созданные Минобороны, это советский пережиток.

Но ведь жильем надо обеспечивать не только военнослужащих. Вы знаете, как помочь остальным людям?

— Пока не изменится процентная ставка по кредитам, ничего серьезно изменить нельзя. Частично "включить" ипотеку удастся, если мы найдем дешевые деньги. Сейчас переговоры на эту тему идут с правительством Китая. Думаю, жилищный вопрос облегчит и принятие нашего законопроекта по арендованному жилью. Он позволит инвесторам строить доходные дома и потом сдавать в них квартиры. Появление такого предложения в больших городах, уверен, снизит общую стоимость аренды жилья и введет новые параметры качества.

Украина теряет десятки миллионов гривен в год из-за низкой энергоэффективности жилфонда, что тоже говорит о качестве жилья. Что делать с этими потерями?

— В нынешнем году государство выделило 500 млн грн на компенсацию кредитов, которые потребители брали на приобретение негазовых котлов или на утепление собственных домов. Примерно пятую часть средств уже освоили — 6 тыс. семей воспользовались этими деньгами. Сейчас мы работаем над проектом комплексной реконструкции кварталов, который планируем начать в следующем году. По этому проекту в квартале устанавливаются счетчики, утепляются дома, заменяются неэнергосберегающие окна, делается освещение и асфальтовое покрытие. Для всего квартала устанавливается тепловой счетчик. Пилотные проекты уже реализованы на Львовщине и Волыни. В результате повышается энергоэффективность, уменьшаются коммунальные платежи.

Правда ли, что общества совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) могут повысить энергоэффективность своего жилья за государственный счет?

— Совершенно верно. 40% средств, потраченных на утепление дома, государство может вернуть. Но не частным лицам, а именно ОСМД. К сожалению, далеко не все поняли, насколько ОСМД может облегчить им жизнь. Вот, к примеру, в Славянске в одном многоквартирном доме постоянно текла крыша. Денег на ремонт у ЖЭКа, как водится, не было. Но кто-то из жильцов узнал, что ежемесячно на ремонт крыши с каждого плательщика взимается по две гривны. Этот человек организовал ОСМД и взял кредит на ремонт крыши у одного из банков — партнеров Европейского инвестиционного банка. Крышу отремонтировали, и вышло, что в течение десяти лет жители дома должны платить за это не две гривны, как раньше, а одну. Активные люди — залог любого коллективного успеха.

Фото: Александр Чекменев