За последние годы контрабанда достигла таких масштабов, что ликвидировать ее можно только кардинальными кадровыми чистками в правоохранительных органах по всей стране
На пункте пропуска "Ужгород" всегда очереди. Чтобы попасть на словацкую сторону, нужно простоять не меньше часа. Когда доллар был по восемь, ездить за границу было выгодно. Теперь жители 50-километровой приграничной зоны, получающие визы по упрощенной системе, посещают Словакию скорее по инерции. Они привыкли к качественным словацким продуктам и вещам. У большинства поводом для визита в соседнюю страну является также словацкая регистрация автомобиля. По словацким законам раз в пять дней машину с транзитными номерами нужно возвращать "домой". Местные жители, поглощенные своими проблемами, уже забыли о стрельбе в Мукачеве. На все расспросы об этом они отвечают: "Мы всю информацию получаем из прессы. Что напишете, тому мы и поверим".
В Чопском погранотряде утверждают, что еще до инцидента в Мукачеве поменяли 95% руководящего состава: были подозрения по поводу "крышевания" контрабандистов. Один из пограничников признался "не для прессы", что при Януковиче случаи пропуска фур по звонку из Киева вызывали неизменное возмущение простых бойцов. Но по понятным причинам приходилось молчать. Теперь, говорят, все изменилось. Область, никогда раньше не привлекавшая внимания, в одночасье стала местом паломничества журналистов со всей Европы. И ребята откровенно боятся сболтнуть лишнее.
Как бы то ни было, количество выявленных фактов контрабанды на украинско-словацкой границе за последний месяц резко возросло. Единственное, с чем пока не могут справиться пограничники, это беспилотные летательные аппараты. С их помощью сигареты беспрепятственно попадают из пункта А в Украине в пункт Б в Словакии. Но нас уверяют: победа над беспилотниками — дело времени. Словаки уже научились перехватывать управление летательными аппаратами с помощью специальных радиорелейных станций. Перехваченные аппараты сажают не в местах назначения, а в отделах погранслужбы.
Контрабанда на словацко -украинской границе / Фото: GettyImages
Бороться с контрабандой закарпатским пограничникам помогает и сохранившаяся с советских времен "система": заборы из колючей проволоки под сигнализацией. То есть возможности для искоренения контрабанды были всегда. Теперь появилось еще и желание.
18 июля в селе Макарево Мукачевского района Закарпатской области правоохранители изъяли самую крупную в истории Украины партию контрабандных сигарет. Товар предназначался для переброски в Венгрию. Его стоимость милиция оценила в 1,5 млн евро. По грубым подсчетам, приблизительно столько же заработали бы пограничники и милиция, если бы контрабандная схема сработала. "Контрабандисты платят правоохранителям $10 за каждый ящик сигарет, или $400 тыс. за фуру", — утверждает бывший секретарь Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны, народный депутат Сергей Каплин.
Успешная операция по выявлению контрабанды пока скорее исключение, чем правило. В последние годы украинские правоохранители не баловали общественность масштабными операциями. В последний раз крупную партию сигарет задержали в далеком 2009 году. Хотя по ту сторону границы фуры с табачными изделиями из Украины арестовывают с завидной регулярностью.
В Украине сигареты стоят в два-три раза дешевле, чем в странах Евросоюза. Отчеты Всемирной таможенной организации говорят о том, что наша страна на протяжении многих лет удерживает лидерство по контрабанде сигарет в ЕС. По официальным данным Минздрава, в 2013 году в Украине произвели 86 млрд штук сигарет, а внутреннее потребление и экспорт составили 75 млрд штук. То есть еще 550 млн пачек пропали в "неизвестном" направлении. Кроме того, через украинскую границу везут сигареты не только отечественных табачных фабрик. "В западных областях регулярно задерживают партии белорусских сигарет. Они идут в Польшу. У Беларуси с этой страной есть своя граница. Значит, договориться о двукратном пересечении границы с украинскими силовиками дешевле, чем перебрасывать белорусский товар непосредственно в Польшу",— рассказывает Константин Красовский, заведующий отделом контроля над табаком Украинского института стратегических исследований Минздрава.
Растущий аппетит
За январь — июнь текущего года, по данным Государственной фискальной службы, количество выявленных правонарушений по ненадлежащему оформлению таможенных грузов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло на 12%, а общая стоимость таких товаров — в два раза, до 640 млн грн. Статистический рост контрабанды во многом обусловлен экономической ситуацией в стране. Например, директор "CASE-Украина" Дмитрий Боярчук почти двукратный рост нелегального экспорта сигарет из Украины в 2014 году связывает с девальвацией гривны. Ставки акциза на табак из-за падения национальной валюты стали значительно меньше, даже чем в России, — 304 грн за 1 тыс. сигарет у нас против 560 грн в пересчете с рубля в РФ.
Кроме того, многие предприниматели ушли в тень после введения дополнительного 10-процентного импортного сбора
А некоторая активность таможенников, что отражается в их статистике, объясняется поставленными перед ними задачами по наполнению бюджета. В июле премьер Арсений Яценюк потребовал от ГФС найти дополнительный ресурс к запланированным 32 млрд грн таможенного сбора. По его словам, на индексацию зарплат и пенсий украинцев необходимо 12 млрд грн, которые нужно найти за счет детенизации экономики и увеличения доходов на таможнях. За выполнение поставленных задач таможенники взялись рьяно. Зачастую ими используется так называемый резервный метод определения таможенной стоимости товаров — на основе ранее поступавших платежей от растаможки подобных грузов, без привязки к цене товара, указанной в контракте. "Сложилась ситуация, когда таможенники могут в ручном режиме регулировать валовые поступления в бюджет, просто увеличивая удельный вес таможенных платежей в отношении к реальной стоимости импорта, — рассказывает на условии анонимности один из таможенных брокеров. — Это создает простор для коррупции, так как сумма платежа становится предметом договоренности между декларантом и таможенным органом".
Системных изменений на украинских таможнях не видно. В депутатском обращении экс-замглавы СБУ, депутата от Народного фронта Андрея Левуса и его коллег к генпрокурору Виктору Шокину говорится, что в Одесской области по сей день процветает бизнес беглого олигарха Сергея Курченко по контрабанде нефтепродуктов: "В порту Очакова пришвартована платформа "Водолей", в нее бункеруются заходящие в порт суда с топливом. За период с 27 марта по сегодняшний день в порту Очаков загрузилось около 220 автоцистерн. Работают по схеме растаможивания малого объема нефтепродуктов (остальной транзитный), а фактически продают в Украине весь объем".
На 12% выросло количество выявленных ГФС нарушений на таможенных пунктах пропуска в 1 полугодии 2015 года
По оценкам эксперта по вопросам таможенной политики Института социальных исследований Юрия Федчишина, в денежном выражении годовой объем контрабандных схем составляет 25% украинского ВВП, или около 400 млрд грн. Сергей Каплин утверждает, что через таможни сейчас проходит только 10% всего нелегального потока, остальное — через "зеленку". Но даже при этом таможенники-коррупционеры получают колоссальные доходы. "Популярная схема — минус 50%. То есть таможенная стоимость товара занижается вдвое. 25% честной цены получают таможенники, 25% — экономия владельца груза", — рассказывает курирующий таможню заместитель главы Государственной фискальной службы Константин Ликарчук.
По словам политолога Юрия Романенко, один из руководителей крупной таможни как-то признался ему, что согласился бы полностью искоренить схемы на вверенной ему таможне лишь за зарплату в $5 млн в год.
Круговая порука
После конфликта в Мукачеве борьба с коррупцией на таможне и среди пограничников стала одной из главных тем в риторике властей. К примеру, губернатор Одесской области Михаил Саакашвили пообещал в ближайшее время очистить от коррупционеров СБУ: "В Одессе хорошо известно, что контрабанду "крышуют" многие представители этой службы. Появились симптомы нарастающего влияния олигархов на службу. Нужны новые люди и новые подходы, чтобы прорвать этот заколдованный круг".
Побороть масштабную контрабанду точечными мерами не удастся. "Коррупция в силовых органах планомерно выстраивалась с первого дня существования независимой Украины. Там круговая порука. Все чины, начиная с солдата, который ставит печати на бумажках и получает за это 20 грн, и заканчивая генералом, часть своего дохода передают "наверх", — говорит Александр Скипальский, экс-руководитель Главного управления военной разведки Минобороны и бывший заместитель председателя СБУ. Коррупцию среди силовиков можно преодолеть лишь тотальной люстрацией. Для этого нужно заменить всех чиновников на ключевых должностях в СБУ, ГФС, милиции и министерствах, курирующих работу этих структур, на абсолютно новых людей. Необходимо также внедрить на таможнях качественное электронное администрирование и процедуру обжалования решений ГФС.
25% ВВП, или 400 млрд грн, составляет годовой объем контрабандных схем в Украине
В Кабмине и вовсе предлагают передать таможни на аутсорсинг частной британской компании Crown Agents. Эта структура уже проводила аудит и консультировала по таможенным вопросам заинтересованных лиц в Болгарии, Албании и на Филлипинах. "Crown Agents поможет оптимизировать процессы и избежать дублирования функций разными подразделениями силовиков, а также даст рекомендации по улучшению систем оформления грузов",— поясняет Юрий Федчишин. Правда, эффект от внешнего управления на отдельных таможнях может получиться минимальным. Ведь тогда потоки контрабанды просто перенаправят на другие "насиженные" места.
Большие надежды чиновники возлагают и на сотрудничество с силовыми структурами из стран ЕС. Новоназначенный губернатор Закарпатской области Геннадий Москаль пообещал для борьбы с контрабандой привлечь службы Румынии, Польши, Словакии и Венгрии. "Мы хотим договориться с ними, чтобы у нас была ежемесячная сверка — кого они ловят и кого мы пропустили. Если наши пропустили контрабандистов, вся смена должна написать заявления об увольнении и уйти. Это касается и пограничников, и таможенников", — рассказывает Москаль о своих планах.
Коррупция в таможенных и пограничных службах — это явление глобальное. Оно существует и в странах ЕС. "Греция входит в Шенгенскую зону уже много лет, но остается одним из главных каналов нелегального ввоза сигарет из арабских стран в ЕС", — говорит Лимонас Кестутис, эксперт по расследованиям, связанным с таможнями, европейской структуры EU Border Assistance Mission. В любом случае искоренение коррупции на границе— дело не одного дня. Локальные спецоперации в Закарпатье или Одессе не добавят 400 млрд грн к существующему ВВП.
Текст: Евгений Гордейчик, Дмитрий Синяк