Андрей Магера: Выборы в Украине пройдут по принципу кто первый прибежал — того и тапки
Заместитель главы ЦИК Андрей Магера рассказал Фокусу, почему с принятием нового закона о местных выборах подкупать избирателей станет проще и почему выборы в Донбассе все-таки нужно проводить
Юрист Андрей Магера — один из тех людей, которые однажды изменили ход истории Украины. В 2004 году, впервые став членом ЦИК, он вместе с двумя другими коллегами отказался подписывать протокол с результатами президентских выборов, согласно которым побеждал Виктор Янукович. С этого события началась Оранжевая революция.
Спустя 11 лет чиновник остается таким же принципиальным. Сразу после того, как в июле парламент принял новый закон о местных выборах, Магера открыто его раскритиковал. По мнению юриста, депутаты просто скопировали правила, по которым в 2011 году проводились выборы в Законодательное собрание Санкт-Петербурга, сопровождавшиеся масштабным подкупом и другими нарушениями. "Для наших депутатов нет прогрессивного опыта Польши, Латвии и Финляндии. Им милее опыт России, — возмущался Магера. — Хотя нет. Даже тот российский закон лучше: там хотя бы нет императивного мандата".
Не исключено, что местные выборы, запланированные на 25 октября, проведут хоть и по новому закону, но старыми методами. Во всяком случае избирательная кампания в 205-м округе, где сражались кандидат от Блока Петра Порошенко Сергей Березенко и соратник олигарха Игоря Коломойского Геннадий Корбан, подтвердила, что выступать против бардака и вседозволенности пока не готова ни власть, ни избиратели.
КТО ОН
заместитель председателя Центральной избирательной комиссии
ПОЧЕМУ ОН
знает все о выборах
Выборы в 205-м округе сопровождались подкупом и множеством других нарушений. Есть ли еще шанс признать их результаты недействительными?
— Теоретически это мог сделать Высший административный суд, но, насколько я знаю, никто туда не обращался, и сроки подачи иска уже истекли. ЦИК обнародовала результаты выборов, признала нового депутата избранным, но еще не регистрировала его. Во время выборов действительно были нарушения избирательного процесса, связанные с посягательством на свободу избирательного права: запрещено влиять на волеизъявление граждан путем обмана и подкупа. Обман состоял в регистрации большого количества технических кандидатов: нельзя менять имена и фамилии людей на созвучные с теми, которые наиболее часто звучат в округе. Кроме этого, в СМИ было много информации о подкупе — раздаче денег, продуктовых наборов. Все эти факты зафиксированы, и, насколько мне известно, МВД открыло уголовные производства по ним. Пять членов избирательной комиссии, включая меня, написали особое мнение относительно результатов этих выборов, где отобразили все эти замечания.
Выходит, в расследованиях, которые сейчас ведутся в правоохранительных органах, нет никакого смысла, потому как результаты выборов оспорить нельзя?
— Уголовные дела все равно должны быть. Если мы оставим эти факты без реагирования, история обязательно повторится на следующих выборах, возможно, в еще более утрированной форме. Нарушения, происходящие на выборах, не возникают сами по себе, они возникают как рецидив того, что не было наказано раньше. Как только суды начнут принимать соответствующие решения за нарушения избирательного законодательства, количество фактов подкупа и обмана резко сократится.
Один из кандидатов в депутаты по 205-му округу, известный умением находить лазейки в законах, утверждал, что если бы он раздавал продуктовые наборы тайно — такие действия считались бы подкупом. А поскольку все происходило открыто — значит, это благотворительность.
— Глупости. И первый, и второй вариант — это подкуп избирателей. Почему сейчас продуктовые наборы не раздаются в Чернигове? Почему не раздавались шесть месяцев назад? Такие действия не должен совершать ни один из кандидатов.
Глава ЦИК Михаил Охендовский во время избирательной кампании в 205-м округе говорил, что к вам поступило всего четыре жалобы на нарушения. Возросло ли их количество к концу кампании и от кого эти жалобы подавались?
— Нет. За всю кампанию поступило четыре жалобы, и те не были оформлены надлежащим образом. Кто их подавал, я не интересовался.
Борьба без правил
Есть ли в новом законе о местных выборах какие-то сдерживающие факторы, чтобы история с 205-м округом не повторилась на предстоящих выборах в октябре?
— К сожалению, этот закон, который вступил в силу, открывает много возможностей для злоупотреблений. При пропорциональной системе, подразумевающей участие очень большого количества избирателей, осуществить подкуп крайне сложно. Двести, триста, пусть даже тысяча купленных голосов — капля в море, которая ни на что не повлияет. А у нас территориальные округа, к которым прикрепляется каждый из кандидатов списка партии, по количеству избирателей будут небольшими. К примеру, есть маленький округ с 8–10 тыс. избирателей. Здесь каждый голос будет иметь большое значение. Я не противник мажоритарной системы как таковой, но в украинских реалиях нужно было применять мажоритарную систему с многомандатными округами. Сейчас у нас в одномандатном округе может быть только один победитель, который, как правило, выигрывает с небольшим отрывом: за депутата могут проголосовать 12–15% избирателей, но он будет представлять интересы всего округа. А я считаю, что победителей должно быть несколько — допустим, четыре, получивших наибольшее количество голосов. Если суммировать их результат, они будут представлять интересы большинства избирателей, и орган, в который они избрались, будет действительно представительским. Пока система такова, что кто первый прибежал — того и тапки. Каждый из кандидатов будет бороться за максимальный результат для себя в маленьком территориальном округе. Каждый будет применять как позволенные законом способы, так и запрещенные. Я уже не говорю о том, что в определенных округах партии могут не выдвинуть кандидатов в результате сговора. И это будет происходить не просто так, а за какие-то материальные блага.
"Парламент сделал ошибку, отказавшись от выборов в облсоветы Луганской и Донецкой областей. Там могла бы появиться хоть какая-то легитимная власть. До 2008 года Грузия контролировала 2-3 села в Абхазии. И эти села избирали Верховный Совет Абхазской автономной республики. Так легитимизировалась власть Абхазии под грузинским контролем"
Какова роль международных наблюдателей в избирательном процессе и будут ли они присутствовать на местных выборах?
— Их приезд очень важен для обеспечения честных выборов. Я буду рад, если их будет как можно больше — нам нечего скрывать. Должен признать, что такого наплыва наблюдателей, как на парламентских или президентских выборах, ждать не стоит. Местные выборы — тема, которая им малоинтересна. Но украинская сторона их ждет — МИД разослал приглашения уважаемым международным организациям. Для ЦИК это несущественно, потому что посольство любой страны в Украине может прислать нам список людей, которых они хотят зарегистрировать как международных наблюдателей, и мы это сделаем без каких-либо приглашений.
Вы крайне негативно высказывались о том, что новый закон о местных выборах подразумевает возможность отзыва депутатов. Вам не кажется, что в украинских реалиях это единственный способ добиться того, чтобы политики считались с мнением избирателей?
— Я всегда был и остаюсь противником императивного мандата. Мандат должен быть свободным. Это значит, что если кандидат победил на выборах, у него нет никаких обязательств перед избирателями и партией. Избиратели и партия могут наказать его на следующих выборах, если он им изменил. Условно говоря, если депутат вышел из партии и делает что-то противоречащее ее интересам, партия может исключить его, но мандат он не потеряет. Если депутат-предатель захочет пойти на следующие выборы — партия его не возьмет, а избиратели не проголосуют. Это и есть наказание, цивилизованный способ выяснения отношений с депутатом. Что такое императивный мандат? Депутат победил на выборах, и он связан с позицией партии и избирателей. Если его действия противоречат этой позиции — депутат может потерять мандат. Как это происходит? Собираются подписи избирателей за то, чтобы отозвать депутата. Причем делается это не тайно, как проходит голосование, а открыто. А окончательное решение об отзыве принимает партия. Она может как отозвать депутата, так и отказаться от этой идеи, если он пришел и покаялся. Это абсолютно ассиметричный подход к получению полномочий и к их потере. Наличие императивного мандата в XXI веке в Украине — это дикость. Я жду, пока кто-то обратится в Конституционный суд, чтобы он признал, что императивный мандат не соответствует Конституции. Если этого не случится, надеюсь, норма об отзыве депутата просто никогда не будет применяться.
Что позитивного в новом законе о местных выборах?
— Короткое название закона, гендерная квота на 30% людей одного пола в избирательных списках. Еще я очень поддерживаю выборы в два тура — у этой системы много преимуществ по сравнению с однотуровой. Почему? Потому что будет большая легитимность, репрезентативность городского головы, он избирается большим количество людей. Это же не просто спикер, а человек, который подписывает решения совета, имеет право вето, заключает договоры от имени совета. Это мини-президент общины. Я бы пошел дальше и выбирал в два тура сельских и поселковых глав — проблема только в деньгах.
Вам не кажется, что гендерная норма в 30% просто создает сложности партиям?
— Лет 10 назад, когда мне говорили о гендерных вопросах, — я смеялся и отвечал: слушайте, в Украине нет больше проблем? В Западной Европе люди с жиру бесятся! Но на самом деле эта тема гораздо глубже. Женщина из-за того, что она рождена быть матерью, в какой-то момент выбивается из трудового ритма. Ей нужны дополнительные условия для активного участия в общественной и политической жизни. К тому же во многих отношениях женщина более ответственна, чем мужчина, более добросовестна. Сравните женщину и мужчину за рулем. Это сравнение не всегда справедливо, но я уверен, что фактор большего количества женщин в советах только поспособствует их нормальной работе.
Как будут нарезаться округа?
— Территориальные округа будут абсолютно новыми. Разберемся на примере выборов в Киевский горсовет. По закону в населенных пунктах, где количество избирателей более 2 млн, количество мандатов в совете составляет 120 человек. Количество округов соответствует количеству депутатов — то есть будет 120 округов. Любая партия может выдвинуть максимум 121 кандидата: 120 кандидатов в горсовет плюс лидер списка, который не будет баллотироваться ни в одном округе. Партия закрепляет каждого кандидата за округом. В Киеве на каждом округе получится порядка 17 тыс. избирателей. В Печерском районе будет порядка 5 округов, в больших районах, как Деснянский или Дарницкий, — примерно по 16.
Каким образом ЦИК будет определять результаты выборов?
— К примеру, партия получила 18 мандатов в Киевсовет. Первый достается лидеру списка, остальные 17 получают кандидаты партии, получившие лучший результат в своих округах. Самая большая сложность будет, когда отдельные избиратели поймут, что в их территориальных округах не выбрали ни одного депутата. Или когда окажется, что кандидат, за которого проголосовало больше всего людей, не станет депутатом, а депутатом станет человек, который был вторым-третьим, четвертым в этом округе. Вот здесь у избирателей будут вопросы: как так?
Какой бюджет заложен на местные выборы? Хватит ли его с тем учетом, что округов теперь будет больше в разы?
— В бюджете заложено примерно 1,18 млрд грн. Думаю, этих денег хватит с учетом того, что выборы в Донецкой и Луганской областях не пройдут. За счет экономии на этих регионах мы сможем уложиться в выделенный бюджет.
"Я всегда был и остаюсь противником императивного мандата. Мандат должен быть свободным. Это значит, что если кандидат победил на выборах, у него нет никаких обязательств перед избирателями и партией"
Донбасс не услышат
Есть ли вероятность, что выборы состоятся на оккупированных территориях?
— Думаю, нет. Но выборы могут пройти на тех территориях, которые контролирует украинская власть. Нет оснований не проводить выборы в Сватовском, Марковском, Старобельском и других районах Луганской обл. Также выборы можно провести в Мариуполе, Артемовске, Краматорске в других городах, находящихся под контролем Украины.
А стоит ли их там проводить? Очевидно, что в них бывшие депутаты от Партии регионов, назвавшиеся Оппозиционным блоком, возьмут реванш.
— В победе Оппозиционного блока, как и любой другой партии, нет никакой опасности, потому что победа подразумевает ответственность. Партия, получившая большинство в определенном совете, отвечает за определенную территорию. В этом случае она уже не контролер, а тот, с кого можно спрашивать: вы получили определенное количество мест в совете — что вы сделали для этого региона в рамках своих полномочий? Только такой подход работает. Для центральной власти в таком случае Оппозиционный блок будет не контролером, а партнером, просто на более низком уровне. Одни контролируют центральную власть, другие — местную. Будучи у власти в регионе, вы не можете постоянно кивать на Киев и говорить, что он во всем виноват. Это разделение ответственности. Как только партия берет на себя ответственность, ее рейтинг начинает проседать. Это не то же самое, что кричать "нас мучат, не регистрируют, обижают". Появляются другие аргументы для избирателей: вы выбрали себе власть — с ней и общайтесь. Это более дальновидная позиция. Я бы проводил выборы по максимуму там, где их можно провести. Парламент сделал ошибку, отказавшись от выборов в облсоветы Луганской и Донецкой областей. Ну и что, что мы половину или треть этих областей контролируем? Там могла бы появиться хоть какая-то легитимная власть. До 2008 года Грузия контролировала 2-3 села в Абхазии. И эти 2-3 села избирали Верховный Совет Абхазской автономной республики. Таким образом, легитимизировалась власть Абхазии под грузинским контролем. А мы отказываемся от трети Луганской и Донецкой областей. Это, как по мне, немного странная позиция с точки зрения государства, неправильная.
Страна вечных выборов
Как создание территориальных общин повлияет на проведение выборов?
— Прямым образом не повлияет — не усложнит и не упростит. Там, где будет завершена процедура объединения территориальных общин, выборы пройдут в новые органы власти. Где новые общины не успеют создать — выборы пройдут позже. Это будут первые местные выборы новых общин. Дата 25 октября никак не влияет на скорость создания новых общин.
То есть в режиме выборов Украина будет жить еще очень долго?
— Да, появляется новая община, новая административная единица — проводятся новые выборы. Так во всем мире.
Период, на который избирался нынешний состав ЦИК, завершился. Почему не обновляется состав комиссии?
— Этот вопрос одновременно и простой, и сложный. Я полностью согласен с законодателем, который в свое время определил, что после истечения семилетнего срока с момента назначения членов ЦИК они обязаны продолжать выполнять свои обязанности. Мы не маленькие дети, власть должна иметь преемников, не должно быть вакуума независимо от того, нашел ли парламент с президентом кандидатуры. Это важно. Вообще, решения о назначении принимает парламент по представлению президента. Президент должен был провести консультации. Почему он этого не сделал? Я не знаю. У нынешних членов ЦИК ситуация такова, что мы не можем уволиться по собственному желанию — только в связи с завершением семилетнего срока, на который нас назначили. К тому же нельзя менять состав ЦИК во время избирательного процесса. Это неправильно. Пройдут выборы — пожалуйста.
Фото: Александр Чекменев