Разделы
Материалы

Бывшие не сдаются. Как соратники Виктора Януковича пытаются восстановить свое влияние в Украине

Милан Лелич
Фото: УНИАН, 123rf / Коллаж: Сергей Гетун

До реванша соратников Виктора Януковича еще далеко, но активность, с которой экс-регионалы взялись за дело, заставляет нынешнюю власть нервничать и даже договариваться с некогда лютым врагом

"Время разбрасывать камни. Время их собирать" — с такими словами обращается к украинцам Александр Клименко, бывший министр доходов и сборов времен Виктора Януковича и один из главных представителей "семьи" экс-президента. По сюжету записанного им ко Дню независимости видеоролика украинскую политику Клименко сравнивает с жесткой игрой в футбол, где замененных игроков палачи бросают на плаху или расстреливают у стенки. Тем самым экс-министр проводит параллель с отстранением от власти представителей бывшего режима. "Страна теряет годы знаний и бесценного опыта!" — сокрушается бывший министр и призывает "объединить украинский народ", чтобы "вместе быть счастливыми". Похоже, Александр Клименко решил вернуться на аван­сцену украинской политики, и в этом стремлении он не одинок. Многие деятели эпохи Януковича уже начали активную реваншистскую кампанию. При этом недостаточные темпы реформ в стране, умноженные на склонность действующей власти договариваться с оппонентами, дают им шансы на успех.

"Спасатели"

В начале августа в Москве бывший премьер-министр Украины Николай Азаров объявил о создании Комитета спасения Украины. В него, кроме самого Азарова, вошли бывшие народные депутаты Владимир Олийнык, Игорь Марков, а также голос Антимайдана телеведущий Юрий Кот. Все они осели в Москве. В прессе это событие вызвало нешуточный резонанс, ведь в числе комитетчиков не оказалось их бывшего патрона Виктора Януковича. Более того, Игорь Марков призвал посадить бег­лого президента на скамью подсудимых, тем самым подтвердив желание экс-регионалов дистанцироваться от Януковича. А Николай Азаров пообещал "своим практическим опытом и знаниями вывести страну из кризиса", представив Олийныка в качестве будущего кандидата в президенты Украины. Последний в интервью российским СМИ рассказал о наполеоновских планах комитетчиков. Те собираются организовать и возглавить "мирную революцию" в Украине, свергнуть нынешнюю власть, договориться о сотрудничестве с Европой и признать права России на Крым.

Вот только дела у новоявленных "спасателей" Украины не заладились сразу. 12 августа одного из фронтменов, Игоря Маркова, задержали в Италии по ордеру Интерпола: в Украине его разыскивают по подозрению в хулиганстве и избиении человека. Так что Генпрокуратура уже подготовила документы на его экстрадицию, а на Азарова завела очередное уголовное дело за публичные призывы к захвату власти.

Правда, пока рассчитывать на что-то большее, чем публичные выступления на территории России, бывшему премьеру и его друзьям вряд ли стоит. Как самостоятельный проект Азаров никому не интересен. "Это просто борьба стоящих за ним кремлевских группировок за крохи с барского стола с другими украинскими "изгнанниками", тем же Виктором Януковичем, — уверен политолог Евгений Магда, директор Центра общественных отношений. — Никакого потенциала у проекта нет, потому что в Украине его вообще никто не ждет".

Из-за противостояния между Борисом Колесниковым и Сергеем Левочкиным Оппозиционный блок до сих пор не может сформировать руководящие органы политсилы

Дела семейные

Из других членов "семьи" Виктора Януковича публичную активность демонстрируют бывший первый вице-премьер Сергей Арбузов и экс-глава Министерства доходов и сборов Александр Клименко, которые в феврале прошлого года также оказались в России. Оба действуют в схожей манере. Так, Арбузов зарегистрировал в Украине благотворительный фонд "Путь добра", а Клименко — общественную инициативу "Восстановление Донбасса". Направления деятельности младореформаторов идентичны: Арбузов помогает пенсионерам, инвалидам, матерям-одиночкам и прочим малообеспеченным, Клименко — тем же категориям людей, только с акцентом на переселенцев с востока Украины.

Оба позиционируют себя как эксперты прежде всего в социально-экономической сфере. Арбузов, в частности, успел возглавить российский Центр исследований экономического и социокультурного развития стран СНГ, Центральной и Восточной Европы. В этом качестве он едва ли не каждый день дает интервью и публикует статьи в российских и некоторых украинских СМИ, нещадно критикуя действующую украинскую власть, которая, по его словам, "пытается сломать всех через колено, навязав узкорегиональную киево-галицкую идеологию".

Кроме того, Арбузов и Клименко призывают к поиску некоего "компромисса" в урегулировании конфликта в Донбассе, перекладывая на украинскую власть значительную долю ответственности за происходящее насилие на востоке страны. В одной из своих последних авторских колонок тот же Клименко призвал Киев использовать опыт межнационального примирения, который ранее, по его словам, был успешно опробован в ЮАР и Либерии. На днях бывший министр запустил персональный сайт со своей подробной биографией, дайджестом собственных публикаций и перечнем достижений времен пребывания во власти.

Дела у новоявленных "спасателей" Украины не заладились сразу

Интересная ситуация складывается и вокруг холдинга "Мультимедиа-инвест групп", который, по единодушному мнению медиаэкспертов, контролируется Александром Клименко. 29 июля руководитель холдинга и по совместительству главный редактор популярной бесплатной ежедневки "Вести" Игорь Гужва ушел со своего поста. Незадолго до этого Государственная фискальная служба заподозрила Гужву в уклонении от уплаты налогов на сумму в 18 млн грн. Чтобы остаться на свободе, тот внес залог в размере более миллиона гривен, а совет директоров холдинга возглавила бывший пресс-секретарь бывшего министра Ольга Семченко. В медиасообществе происходящее трактовали однозначно: пертурбации связаны с приходом в холдинг людей из Администрации президента, а также соответствующими изменениями в редакционной политике "Вестей". Последние традиционно критиковали постмайданную власть с пророссийских позиций. И хотя о радикальной смене идеологии издания говорить рано, из "Вестей" уже начали уходить журналисты, попутно обвиняя руководство газеты в отказе публиковать компрометирующие власть материалы.

Впрочем, исключительно политическими амбициями активность Александра Клименко не ограничивается. По информации ИА "ЛИГАБизнесИнформ", компания "Дон­углересурсы", входящая в сферу влияния бывшего министра, недавно получила от СБУ официальное право торговать углем, который добывается на оккупированной территории Донбасса.

В оппозиции с комфортом

В отличие от беглецов из прошлой власти, представителям Оппозиционного блока легализировать себя в Украине не нужно. В нише единст­венной формальной оппозиции бывшие регионалы чувствуют себя вполне комфортно, ежедневно получая прайм-тайм в эфире многих центральных телеканалов. Сейчас ОБ готовится к местным выборам, щедро расставив во всех областях билборды с портретами своих региональных лидеров и традиционными для "материнской" Партии регионов акцентами на социальных темах и призывами выбирать между "войной" и "благополучием".

Летом активизировалась работа "оппозиционного правительства" во главе с регионалом Борисом Колесниковым — уже состоялось пять заседаний. "Теневые министры" методично критикуют действующую власть и выкладывают на партийном сайте порции красочных слайдов, иллюстрирующих деградацию украинской экономики во всех сферах — от банковской системы до животноводства. "Надо понимать, что дискурс в Запорожской, Днепропетровской, Николаевской, Одесской и других областях востока и юга сильно отличается от того, к которому мы привыкли в Киеве, — объясняет политтехнолог Алексей Голобуцкий. — Для тамошнего электората в приоритете вопросы зарплат, пенсий, курса доллара, а не патриотизма и победы в войне". Да и бывший ядерный электорат регионалов и коммунистов, сосредоточенный в этих регионах, тоже никуда не делся. А после того как КПУ не пустили на местные выборы, весь этот электорат сейчас плавно перетекает к Оппозиционному блоку. Поэтому, скорее всего, под выборы ОБ получит финансовую и моральную поддержку Кремля, который, по словам Петра Порошенко, уже начал реализацию в Украине плана Б: расшатать ситуацию в стране изнутри и поменять власть на пророссийскую.

Нынешняя электоральная ситуация не дает Колесникову и Левочкину высоких шансов на победу во время выборов

Предвыборная социология дает Оппозиционному блоку очень разные проценты поддержки. Согласно закрытым опросам, о которых Фокусу рассказывали представители фракций коалиции, в некоторых восточных регионах рейтинг ОБ достигает едва ли не 40%. В то же время исследование, проведенное в конце июля Центром Разумкова и Фондом "Демократические инициативы", дает другие цифры: на востоке за ОБ готовы проголосовать 16% избирателей, а в Донбассе — 10%.

Впрочем, в базовых для ОБ регионах бывшим регионалам будут мешать как минимум два конкурента, которые ориентируются на тот же электорат и уже активно рекламируют себя в СМИ и на билбордах. Первый — это партия "Возрождение" экс-регионала Виталия Хомутынника, которого записывают в орбиту влияния олигарха Игоря Коломойского. Второй — проект "Наш край", который объединил мэров крупных и средних городов Центральной, Южной и Восточной Украины. По словам источников Фокуса в Администрации президента, этот проект напрямую координируется Бан­ковой.

И все же антиправительственная риторика Оппозиционного блока на практике вовсе не означает, что бывшие регионалы находятся в реальной оппозиции к власти. ОБ нередко становится ее союзником, то и дело подставляя плечо Петру Порошенко во время важных для АП голосований в Верховной Раде. Так было, к примеру, при назначении главой СБУ Василия Грицака, так было и при голосовании за изменения в Конституцию. "В Оппозиционном блоке собрались отнюдь не оппозиционеры, а представители различных кланов, которые просто хотят защитить свои бизнес-интересы, в том числе используя политические механизмы, — уверяет политтехнолог Алексей Голобуцкий. — И если Юлия Тимошенко, к примеру, на волне популизма может стать угрозой для действующего президента, то нынешние "оппозиционеры" первыми побегут договариваться с Петром Порошенко как с понятным партнером".

Борьба кланов, о которых говорит Голобуцкий, внутри Оппозиционного блока уже сейчас мешает партии. Так, по информации Фокуса, из-за противостояния между двумя главными акционерами проекта, Ринатом Ахметовым, интересы которого представляет Борис Колесников, и Сергеем Левочкиным, ОБ до сих пор не может сформировать руководящие органы политсилы.

Желанием взять реванш на местных выборах амбиции лидеров ОБ не ограничиваются. Публично они время от времени призывают к досрочным парламентским и президентским выборам, намекая на свою победу. При этом на фоне коалиционных разногласий в парламентских кулуарах все чаще говорят о возможном создании "широкой коалиции" с бывшими регионалами. Правда, такой сценарий пока представляется маловероятным. Не только потому, что нынешняя электоральная ситуация не дает Борису Колесникову, Сергею Левочкину и их соратникам высоких шансов на победу во время общенациональных выборов. "Просто нынешняя власть в лице Петра Порошенко не может позволить себе лишиться таких удобных во всех смыслах публичных оппонентов, как представители Оппозиционного блока", — считает Магда.

Другое дело — договоренности непубличные, для которых никакие формальные объединения и коа­лиции не требуются. Многие бывшие регионалы нашли свою уютную нишу в постмайданной Украине, войдя в состав парламентских групп "Возрождение" Виталия Хомутынника и "Воля народа" покойного Игоря Еремеева. В обмен на политическую лояльность этим людям удается отстаивать свои бизнес-интересы. А потому угроза контрреволюции бывших регионалов весьма призрачна, ведь главное правило украинской политики — договариваться с любой властью — работает безотказно.

Фото: УНИАН